Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Навигация в искусстве. весна - осень 2006
Фигуры в движении

Баухаус: фотографии

Арсенале 2006

С. Денисов и В. Eфимов. Препараты и пособия

Анки ван Донген. Игра и конструкции

О&A Флоренские. Русский трофей

De Dentro - В глубину

Владимир Куприянов. Фасады Волги

Арсенал 2006. Preview


Биеннале в Арсенале. Весна - осень 2005 г.
Текущий Берлин - новые проекты на воде

Арсенале 2005

Под водой

Рефлексия

Диалектика надежды. 1Московская биеннале современного искусства в Нижнем Новгороде


Метафизика надежды. Весна - осень 2004 г.
Скольжение & головокружение

Под бело-красным флагом. Новая штука из Польши

30 лет голландского видеоарта

Ольга Киселёва. Двери


Первая выставка в Арсенале. 2003 г.
Проекция


Владимир Куприянов. Фасады Волги

22.05.2006 г. - 25.06.2006 г.

ВОДЫ ВОЛГИ
Об искусстве эпической инсталляции

Путешествие вдохновляет художника. Как настоящий путешественник, Владимир Куприянов на своей «Ниве» проехал по дорогам Поволжья: ища прямоезжую дорогу из Углича в Рыбинск, он переправлялся на пароме в Мышкин, а, добравшись до Рыбинска, снимал слет мологжан и беседовал со священником в местной древнейшей церкви. Но эта выставка — не дневник путевых наблюдений, не заметки этнографа и не напутствие паломникам. Это художественный проект.

Документальная основа видна сразу. Как документалист, Владимир Куприянов снимал и виды Нижнего, и разрушенную церковь в забытой деревне. Но его проект — это не серия документальных фотографий. И большинство тех кадров, которые он сделал в своих поволжских странствиях, никак не вошли в эту экспозицию. Потому что его задача художника отличается от задачи хроникера. Снимки Владимира Куприянова отчетливы и закончены в своих деталях. Но для понимания его выставки необходимо говорить не о правилах фотографирования, а о законах представления. В своем творческом развитии Владимир Куприянов двигался от «неофактографии» в семидесятых к концептуальной фотографии в восьмидесятых, и дальше — к искусству инсталляции в девяностых. От фото-фактов он перешел к клише (то есть имитации непрерывности самого фактического ряда), и пошел дальше — в область, где факты больше не имеют силы. Туда, где живет миф. Вначале была реальность. Городской ландшафт — такой, каким его мог бы увидеть Андрей Карелин (если бы жил не в 19, а в 21 веке). Но Куприянов начал снимать Нижний совсем не так, как сделали бы его знаменитые предшественники Карелин с Дмитриевым. При помощи объектива 500 мм (по силе увеличения — как подзорная труба) художник фотографировал фрагменты, слегка перемещая взгляд (и камеру). Получилась — панорама Нижнего Новгорода, снятая с одной точки, — в десятках снимков.

Фотоснимок — полуфабрикат. Куприянов использует сложную систему обработки изображений для того, чтобы перейти от документальной фотографии к эпической инсталляции. Фирменные куприяновские приемы — фрагментация и разбивка по планам. Он использует отдельные кадры как куски паззла — для того, чтобы сложить их в единую пространственную картину — будь то городская панорама или природный ландшафт. А все вместе, эти объекты срастаются в единый выставочный организм — инсталляцию. Уникальное произведение, которое существует только здесь и сейчас, в Арсенале нижегородского Кремля.

Есть противоречия, которые заложены в самой природе визуального искусства. Одно из главных — это противоречие между трехмерной реальностью и двухмерным изображением. Для нашей цивилизации оно так привычно, что мы его даже не замечаем и не задумываемся о нем. Bскусство инсталляции помогает преодолеть это противоречие, потому что она перемещает двухмерные изображения в трехмерное пространство представления, где все они соподчинены общей экспозиционной логике. Это выставочное пространство заменяет реальность.

Бабки-мологжанки, которые вспоминают затопленную Родину. И вода, дрожащая в оплывших стеклах. И церковь, которую снимали еще Карелин и Дмитриев. И современный дом, чей строитель переосмыслил древнюю традицию деревянной архитектуры. Нет, ни одно выставочное пространство не может, конечно, заменить реальность. Но инсталляция Куприянова помогает извлечь из нее субстанцию. Погружаясь в эту выставку, мы приобщаемся к волжскому мифу. Больше 20 лет тому назад Владимир Куприянов начал фотографировать Волгу. Для своего нового проекта он год колесил по дорогам; Галич и Кострома, Ока и Нора — на пути художника маленькие города сменяли большие, широкие реки — маленькие ручьи. Неизменным оставалось одно — сама Волга как главный источник жизни на этой земле. Именно к нему хотел прикоснуться художник.

Дерево, дом, вода, старуха, гора, лес, небо. А что еще-то? Огонь. На поверхности — социальная фотография и документальное видео. А в глубине — эпос, в котором фотосъемка или видеозапись выступают только одним из средств фиксации. Из документа возникают первичные стихии. И Волга — как праматерь всех рек.
Михаил Сидлин

ПРЕСС–КОНФЕРЕНЦИЯ с участием Владимира Куприянова состоится 22 мая 2006 года в 17.00
ВЕРНИСАЖ 22 мая 2006 года в 18.00
АДРЕС Нижний Новгород, кремль, строение 6
РЕЖИМ РАБОТЫ ежедневно с 12.00 до 20.00, кроме понедельника
КОНТАКТЫ тел. 39-09-18 info@art.nnov.ru , Елена Белова


« назад к списку проектов

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2017 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English