Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Фасад Арсенала. Фото Владислава Ефимова, 2002Интерьер Арсенала. Фото Владислава Ефимова, 2002
Заброшенный и руинированный, забытый и никому не нужный Арсенал в Нижегородском кремле, наконец, обрёл нового хозяина и новое предназначение. Современное искусство, как известно, с большим энтузиазмом и мастерством обживало на протяжении прошедшего века вокзалы, фабрики, электростанции, арсеналы и бункеры, в общем разные вышедшие из строя, морально и физически устаревшие сооружения эпохи технического прогресса. Нижегородский Арсенал - своего рода ready made середины XIX века, объект со своими архитектурными и инженерными странностями. Узкие длинные анфилады складских залов, опорные арки кремлёвской стены XVI столетия, двойной ряд деревянных опор, статус федерального памятника архитектуры и собственное имя Арсенал, в котором чуткое ухо услышит контаминации с латинским корнем "ars"/искусство/ и арабским - "дарсина'а" /дом ремёсел/ - вот на основе чего и предстоит нижегородскому центру современного искусства построить территорию, форум и лабораторию актуального искусства. Построить в городе, который в конце прошлого века прогремел как "чудо Нижнего", родина реформ и "не пуганых журналистов", а в начале нового - растерянно не понимает, что же ему делать со своим славным прошлым. Осмыслить уникальные достижения либерализма и демократии в Нижнем Новгороде и перевести их в сферу культуры, создать мост в международное культурное сообщество - призвание и миссия Арсенала. Поскольку у Арсенала не оказалось истории, с которой можно было бы бороться, то он с легкостью станет частью новой истории города, обращённой к предвидению и прогнозированию будущего. Кремлёвское место Арсенала во многом изменяет роль и статус современного искусства в обществе, топографически позиционирует его как полноправного персонажа сцены, наряду с мэрией и классическим музеем, резиденцией представителя президента и филармонией. Однако появление современного искусства в этом ряду модернизирует и европеизирует портрет самого кремля, города и региона.

В начале 90-х Нижний Новгород внезапно и резко изменил заданную траекторию своей истории, поставив под сомнение актуальность полярных контрастов и бинарных оппозиций прежней геополитики: центр/периферия, внутреннее/внешнее, мы/остальные. Примерив трижды столичные титулы - третья столица, столица современной архитектуры, столица Приволжского федерального округа, он окончательно освободился от комплекса неполноценности в недавнем прошлом закрытого военно-промышленного города Горького. Он подтвердил правоту Франсиса Пикабиа, который утверждал, что изменение отношений между центром и периферией может открывать культуре новые перспективы. Нижний Новгород идентифицировал себя в качестве культурного агента, который находится вне центральной позиции и умеет принимать свою дистанцированность от центра как уникальный опыт, как возможность в полной мере оценить ресурсы своей собственной территории. Превращение армейского Арсенала в Кремле в территорию экспериментов и манифестаций современного искусства, в точку пересечения разных культур и мультикультурного диалога /обмена/ позволит нам по-новому пережить наш опыт "дистанцированности" и осознать его в контексте глобальных геокультурных сдвигов, происходящих в начале нового тысячелетия. Этому будет способствовать открытая и многомерная позиция современного искусства, которая в условиях глобализации мира основывается на том, что идентичности ныне конструируются и реконструируются в процессе свободного перемещения и укоренения, что ныне мы - это одновременно и "мы" и "другие", что "наше" пространство ныне - это приграничное виртуальное пространство между различными пространствами и представлениями, воспоминаниями и временами. Поэтому давайте называть Арсенал транскультурным экспрессом.

Современное искусство превращает территории своего пребывания в многофункциональные зоны, активно взаимодействующие с социальными, политическими и культурными контекстами. Форум - лучшее обозначение места встречи искусства и зрителя, искусства и города, искусства и культуры. Арсенал - своеобразная фокальная линия, где зритель увидит мир и мир увидит зрителя. Он откроет для искусства путь к самой широкой публике и познакомит людей с его самыми новейшими открытиями. Искусство в Арсенале будет создавать новые контексты, провоцировать обмен мнениями и возникновение художественного напряжения /притяжения и отталкивания/, что послужит в итоге толчком к перестройке местных культурных сил. "Захват" и "открытие" - стратегии взаимодействия Арсенала с городом. Его цель "захватить" город современным искусством, стереть границы между искусством и средой, привлечь к сотрудничеству разные учреждения культуры, выстроить диалог между разными языками, традициями, представлениями. Его задача каждый раз "открывать" город заново, в иных аспектах и образах, вновь и вновь с иной интерпретацией.

Диалог с художниками - основа концепции Арсенала, его институциональные практики будут основываться на том, к чему подталкивает само искусство. Экспозиции и творчество каждого художника станут в нём автономными темпоральными зонами. Междисциплинарные диалоги о том, что сегодня происходит, постоянные исследования - деятельность по принципу Лаборатории будет инструментом познания процесса развития и эволюции современного искусства. Став "местом перекрёстного опыления" Арсенал не замкнётся в рамках арт-среды, а послужит местом встреч для художников, учёных, для представителей разных культур и носителей разных языков. Здесь сквозь время и пространство искусство смотрит на архитектуру, моду, дизайн, кино, театр и музыку. Здесь музыка, архитектура, дизайн и кино смотрят на искусство. Деятельность Арсенала не будет эпизодической от выставки к выставке, от события к событию, она станет постоянной культурной работой. Интернациональные мастерские художников, архитекторов, фотографов, исследовательские проекты, мастер - классы создадут непрерывный временной контекст, не оставляющий места культурному вакууму.
Фасад Арсенала. Фото Владислава Ефимова, 2002Интерьер Арсенала. Фото Владислава Ефимова, 2002



концепция реконструкции

архитектурная концепция

  © НФ ГЦСИ, 2017 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English