|
| Реконструкция Арсенала начинается с переосмысления статуса здания в сложившейся и существующей градостроительной ситуации. С этой точки зрения правильней говорить не только, и не столько, о его реконструкции, сколько о регенерации.
Импозантное здание Арсенала, изначально призванное репрезентировать власть и военную мощь, формировавшее своим протяженным фасадом главное пространство нижегородского Кремля, в результате исторических трансформаций оказалось отодвинутым на периферию территории и практически выключилось из символического и пространственного контекста Кремля. Скрытое за густо разросшимся парком и отделенное забором оно лишилось визуальных и физических связей с окружением. Узкий проезд перед фасадом в своем нынешнем виде совершенно несоизмерим с его масштабом, и обладает сегодня нулевым общественным потенциалом.
Наиболее радикальным решением этой проблемы была бы вырубка парка, посаженного в середине прошлого века, и раскрытие фасада на исторически принадлежавшую ему площадь. Однако парадокс заключается в том, что восстановленная таким образом градостроительная справедливость, восстанавливает и исторический имперский пафос, неприемлемый для такого демократического института, как центр современного искусства. К тому же такое решение противоречит исповедуемому нами принципу равноценности исторических наслоений в городской среде и, кроме того, неизбежно вызовет законные протесты горожан. Следовательно, задача регенерации должна решаться в заданных пространственных рамках. Наша концепция предварительно определяет три основных направления решения этой задачи.
Во-первых, превращение существующего проезда перед зданием в активное общественное пространство. За счет выравнивания рельефа (до трех метров) оно преобразуется в своего рода экспозиционный подиум с привлекательными подходами, лестницами и пандусами. Эта благоустроенная и технически оснащенная площадь-подиум (Kunstplatz) будет использоваться и как открытая галерея современного искусства и как площадка для разнообразных акций, перформансов и представлений. Предполагается, что создание мощной субструкции перед зданием в качестве его неотъемлемой части, придаст зданию утраченную самоценность, выведет его из нынешнего периферийного состояния и компенсирует отсутствие перед ним соизмеримого пространства.
Во-вторых, введение активного цвета на фасаде, при условии точной научной реставрации всех его деталей. Этот простой, но радикальный жест придаст зданию новую энергию, выделит его из окружения и включит в поле актуального искусства.
В-третьих, привнесение крупных информационных объектов в ближайшее окружение здания и, возможно, на территорию Кремля. Речь идет не о банальных постерах и бил-бордах, а о современных высокотехнологичных системах, представляющих собой оригинальные арт-объекты.
Таким образом, мы возвращаем здание Арсенала в пространственный, содержательный и визуальный контекст Кремля, а значит и всего города, сохраняя, одновременно, его относительную автономность. Но возвращение это происходит уже в новом образе и ином качестве - не закрытого военного учреждения, и не просто законсервированного исторического монумента, а живого современного общественного института.
Арсенал должен стать "территорией современного искусства". Это означает, что в нем разместятся разнообразные функции, обеспечивающие как производство искусства, так и его публичную презентацию в самых разных формах. Соответственно складываются несколько функциональных зон - производственная, с художественными и технологическими мастерскими, складами и прочими техническими помещениями; жилая, где проживают и работают "artists in residence", приглашенные художники; административная, с группой офисов; экспозиционная, с анфиладой выставочных пространств и общественная, информационно - "тусовочная", куда входят медиатека, бар, просмотровый зал и т.п. Это деление достаточно условно, поскольку весь Центр видится как единая структура, прозрачная и для художников и для посетителей. Именно слитность и прозрачность всех функций позволят ему стать полноценным "форумом" и "лабораторией" современного искусства.
Сама по себе реконструкция Арсенала представляет собой достаточно ясную и более или менее разрешимую техническую проблему - укрепление фундаментов и несущих конструкций, замена перекрытий, реставрация фасадов, инженерное обеспечение и т.п.
Действительной же проблемой, является ответ на вопрос - что такое современное искусство и какова его территория? Это, в данном случае, самая сложная и нетривиальная архитектурная, а в широком смысле культурная, проблема.
Существует ли какое то специфическое пространство для современного искусства? Если да, то в чем его отличие от традиционных музеев и выставочных залов? Какое пространство может вместить в себя одновременно и живопись и видео, (т.е. яркий свет и полную темноту), водяные инсталляции и огненные перформансы, фотографию и кинетические объекты? С одной стороны современное искусство постоянно стремится к захвату нарочито маргинальных пространств, с другой, рано или поздно, оказывается в стерильных "white boxes" статусных арт-институций.
В своем сегодняшнем полу-руинированном состоянии Арсенал уже представляет собой законченный арт-объект и типичный образец маргинального выставочного пространства. Все художники, побывавшие в нем, считают, что надо все оставить, как есть. Перед нами стратегический выбор - законсервировать эту маргинальность или превратить Арсенал в "white box". Мы делаем попытку соединить эти, на первый взгляд несовместимые стратегии. Это не компромисс, а принципиальная позиция, опирающаяся на возможности современных технологий.
Концепция предполагает техническую реконструкцию здания с максимальным, по возможности, сохранением пространственной и пластической специфики его интерьеров. Существенной трансформации подвергнется только центральная часть, где будет устроено двусветное пространство для экспозиции крупных произведений. Стены, в первую очередь кремлевскую, обращенную внутрь Арсенала, предлагается расчистить от штукатурки и обнажить в первоначальном виде. Ради безопасности и чистоты нынешней романтической руинированностью придется отчасти пожертвовать, однако общая атмосфера брутальности и дух времени сохранятся. Таким образом сохранится и возможность устраивать экспозиции в "маргинальном" пространстве.
Все же новые интервенции, то есть создание "white box- пространств", предполагается делать конструктивно и формально независимыми от исторических стен. Для монтажа выгородок предусматривается модульная система креплений в полу всей экспозиционной зоны, которая позволит создавать пространства любых конфигураций и размеров. Само собой разумеется, что все помещения оборудуются самыми современными техническими системами, дающими возможность для универсального их использования, для презентации любых форм современного искусства.
Мы считаем, что наша концепция, предполагающая сочетание исторической архитектуры, гибкой пространственной структуры и современных технологий, позволит сделать Арсенал уникальным центром современного искусства мирового уровня.
Концепция реконструкции и приспособления Арсенала разрабатывалась командой архитекторов и художников, которые собрались в Нижнем Новгороде в конце июня 2002 года. Авторов из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода собрал профессор архитектуры Евгений Асс. Участники проектного семинара, включая и самого Асса, совмещают занятия архитектурой и современным искусством. Первое знакомство с Арсеналом спровоцировало конфликт интересов двух возрастных групп проектировщиков. Старшее поколение выбрало тактику радикальной модернизации здания. По контрасту с классическим фасадом, они предложили очистить внутреннее пространство от исторического "шума" и организовать нейтральную, абстрактную среду, основанную на высоких технологиях музейно - выставочной индустрии. Напротив, молодые авторы, восхищённые романтической руиной, предложили консервацию и сохранение как способ превращения Арсенала в самостоятельный арт объект. Различие перспектив, обозначенных двумя позициями, направило проектирование по пути дискуссии. В процессе обсуждений была выработана тактика "влипания", основанная на корректной интервенции и мягкой трансформации, учитывающая технологические требования к экспонированию и функционированию современного искусства, с одной стороны, и сохраняющая Арсенал как объект ready made, с другой. Объединение интересов развития экспериментальных форм культуры будущего и сохранения культуры прошлого ("лаборатория будущего на территории прошлого") не компромисс, а принципиальная позиция авторов проекта, осознающих ответственность искусства за культурное высказывание огромной территории.
Одновременное сосуществование в самом Арсенале нескольких временных и пространственных измерений (от ренессанса до актуального искусства) сделает его сопричастным по-настоящему глобальному диалогу
Участники: Кирилл Асс /архитектор, Москва/
Алексей Виноградов /архитектор, руководитель бюро "Витрувий и сыновья", Санкт-Петербург/
Илья Вознесенский /архитектор, член группы "Обледенение архитекторов", Москва/
Мария Дехтяр /архитектор, Нижний Новгород - Москва/
Алексей Добров /архитектор, художник, член группы "Синий суп", Москва/
Алексей Кононенко /архитектор, член группы "Обледенение архитекторов", Москва/
Александр Константинов /художник, Москва/
Константин Ларин /архитектор, художник, член группы "Лето"/
Сергей Малков /архитектор, Санкт-Петербург/
Александр Пономарёв /художник, Москва/
Дмитрий Слепов /архитектор, Нижний Новгород/
Сергей Туманин /архитектор, Нижний Новгород/ |
|
|
|