|
|
26.07.2005 г.
-
14.08.2005 г.
Организаторы выставки: Государственный центр современного искусства, Нижегородский филиал и Галерея XL
Выставка организована благодаря грантам Фонда Форда и Президента Российской Федерации. При поддержке Федерального агентсва по культуре и кинематографии.
Погружаясь в живопись
Милена Орлова
Полиптих Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Подводный мир» был впервые представлен в Российском павильоне на Венецианской биеннале 2003 года. Российская экспозиция называлась «Возвращение художника», на фактически отражала новый интерес к живописи и картине в российском современном искусстве. Компанию Дубосарскому и Виноградову составляли Валерий Кошляков и Константин Звездочетов. И тот, и другой работают с историческим прошлым картины – Звездочетов эксплуатирует повествовательный стиль журнальных иллюстраций начала 20 века и советской карикатуры, тема Кошлякова – руины классицизма, в том числе и советского образца – сталинский классицизм.
На фоне ретроспективных работ коллег многометровое панно Дубосарского Виноградова выглядело настоящей одой современности, без намека на какую-либо историчность. И это парадокс – поскольку десять лет назад, в 1994 году, начав работать вместе, они как раз сделали ставку на казалось бы к тому моменту окончательно сданный в архив и дискредитировавший себя исторический стиль – соцреализм. Первая из их серий, которая называлась «Картина на заказ», публикой однозначно воспринималась как пародия на различные жанры и излюбленные сюжеты советской официозной живописи – портреты вождей («Распогодилось» с Ельциным и Лебедем), производственная картина, народные гулянья, трудовой подвиг, батальное полотно. Некоторую комичность и даже анекдотичность их работам придавало то, что в известные иконографические схемы они вставляли новых, современных персонажей (так называемые «новые русские» и их девушки), в том числе и героев, позаимствованных из рекламы и западного кинематографа. Так например, одной из самых популярных картин дуэта стала «На пленэре (Шварценеггер и дети)», восходящая к советской традиции изображения Сталина в окружении детей. Иногда в одном произведении художники микшировали два разных сюжета – например, в «производственную» картину про литейный завод вторгался сказочный огнедышащий Змей-Горыныч.
Первоначально пародийной бала и сама идея коллективного творчества – художники заявляли, что мечтаю возродить художественные комбинаты советских времен, где картины изготавливались по заказу государства поточным, бригадным методом. Отсюда – и желание добиться как можно большей анонимности, «стертости» манеры, эффекта среднестатистической реалистической живописи, узнаваемой как большой стиль, но не опознаваемой как индивидуальный почерк, и работа вдвоем этой цели отвечала как нельзя лучше. Одним словом, Дубосарский и Виноградов стремились к тому идеалу, который в западной практике получил название bad painting – сознательно «плохой», а вернее никакой живописи.
«Картины на заказ» был чисто фиктивным, художественным проектом – никаких реальных заказов долгое время художники не получали, и уж тем более от государства. Но их успех российской публики (например, Дубосарский Виноградов настоящие чемпионы по количеству воспроизведения их работ на обложках популярных журналов) свидетельствует о том, что они четко уловили то, что называется социальным заказом – желание общества иметь современные образы, изложенные понятным художественным языком. И не их вина, что два этих желания (современно и понятно) вступают в конфликт – это проблема их аудитории. Ближайший аналог тому, что Дубосарский - Виноградов сумели сделать с классической русской и советской живописью, это то, что писатель Владимир Сорокин сумел сделать с классической русской и советской литературой, как бы «взорвав» традиционные клише и жанры изнутри. Точно так, как привлеченные знакомой со школьных учебников старомодной повествовательностью, читатели Сорокина вдруг обнаруживают вместо, невинной семейной саги леденящей триллер, зрители Дубосарского и Виноградова в упаковке традиционной картины получают какой-то новый продукт. Скажем, групповой портрет знаменитых русских писателей в виде обнаженных фавнов и вакханок.
Чем дальше работали вместе Дубосарский и Виноградов, тем дальше они уходили от пародии, от лобовых, хоть и эффектных ходов, от прямых цитат, и тем неожиданнее становились с точки зрения традиционной иконографии их композиции. В этом смысле показательна их серия «Русская литература», где главными персонажами выступают книги, помещенные в пейзажи, с которыми ассоциируется их содержание – например, томик «Мертвых душ» валяется в луже посреди осенней проселочной дороги. Забавна и серия, сделанная для одного московского бутика, где логотипы модных западных одежных марок вырезаны на коре березок в лесу. Или серия, где мобильные телефоны и прочие атрибуты современного преуспевающего россиянина зависают в воздухе над волжскими просторами. В картине «Христос в Москве» самым интересным оказывается не сюжет, восходящий к культовому произведению русской живописи, знаменитому «Явление Христа народу» Александра Иванова, а динамичный ночной вид площади Маяковского.
В «Подводном мире» художники окончательно отбрасывают уже ненужные им костыли исторических отсылок – в самом деле, не рассматривать же их картину как современный вариант сказки про Садко. Авторы намекают, что у них была некая серьезная эстетическая «программа» для этой работы: жизненный цикл от рождения до смерти, смена различных художественных стилей, но эти тяжеловесные трактовки слишком противоречат ощущению легкости и невесомости, которым проникнут «Подводный мир», чтобы им верить. Самым важным здесь кажется, что дуэт Дубосарского – Виноградова решился полностью отдаться живописной стихии, нырнуть в ее глубину, оторвавшись, наконец, от земли – своей русской почвы.
« назад к списку проектов
|
|
|