В Нижегородском кремле в Арсенале открылась выставка, экспонаты которой – изображения на экранах.
На больших, на маленьких, на дисплеях компьютеров. Это – видеоарт. Голландский. И вход – свободный! Замечательно, что год спустя после торжественного открытия Арсенала его высокий статус и роль в культурной жизни региона еще раз были подтверждены. На открытии выставки «30 лет голландского видеоарта» присутствовали посол Нидерландов и атташе по культуре, плюс несколько журналистов центральных изданий, приезжавших в Нижний исключительно на это событие. Сама выставка уже была показана в Амстердаме год назад, теперь 40 видеофильмов разной длительности (преимущественно, очень коротких) будут демонстрировать в городах России – там, где есть филиалы Государственного центра современного искусства. Интерес к Нижнему вызван, в первую очередь, не только наличием такого филиала, но и тем, что нижегородский Центр имеет в своем распоряжении такое уникальное здание как Арсенал. По словам обозревателя газеты «Иностранец», известного художника и арт-критика Никиты Алексеева, сейчас Нижнему завидуют не только москвичи…
Что же касается собственно голландского видеоарта, то он оказался просто замечательным! Ждать потрясений от искусства – очень наивно, прикидываться потрясенным – глупо. Но уметь видеть и находить в нем самые разные вопросы и ответы, радоваться тонким и точным наблюдениям – вот эти удовольствия доступны «посвященным». Причем люди любого возраста могут выбрать из голландского видео сюжет по вкусу, и интерпретировать его в соответствии со своим воображением. Детям и пенсионерам, например, интересно наблюдать за человеком и собакой («Замерзая»). Девушкам – за вариантами создания шести разных образов из одного наряда. Многим нравится энергичная брань в адрес СМИ, танцующая таблетка и человек, дышащий на экран.
Особый аттракцион – «Взаимодействие в пространстве»: зритель видит на огромном экране перспективу интерьера Арсенала, а затем и себя, подобно привидению, оставляющему следы – линии во время движения.
Видеоарт не соперничает с кино и не ставит под сомнение «великое искусство», просто художники обращаются к зрителю на современном, более привычном языке – с экрана. Тут слова иногда – излишни. Юная ошалевшая фанатка, рыдающая с фотоаппаратом с руках в толпе себе подобных («Смотри на меня»), возвращается к реальности лишь после того, как случайно замечает, что ее тоже снимают. Люди на улицах Будапешта, где оказался голландский художник, тоже меняют свое поведение, заметив наблюдателя. Количество камер таково, что все мы всегда находимся под пристальным вниманием. Мы и раньше, в общем-то, находились, только камера – напоминание об этом. Мы наблюдаем буквально сами за собой, и ощущения, транслируемые с экрана, приводят к непосредственным живым реакциям собственного сознания и организма. Нам кажется, что нам тоже больно, потому быстро переключаем сюжеты (спасибо, что на выставке это возможно!). И голландского в голландском видеоарте – только технологии, которые были доступны тамошним художникам намного раньше, чем нашим отечественным.
Судя по количеству посетителей – любознательных у нас немало, и Арсенал легко соперничает по этому показателю с Выставочным залом и Художественным музеем. Отличие лишь в том, что сюда идут и люди, настроенные предвзято или заранее настороженно. Одно благополучное семейство спокойно смотрело фильм «Рука, лед, тело», где художник режет до крови льдинкой собственное тело, и только завидев гениталии взволнованная мать увела детей подальше от «современного искусства»…Это, пожалуй, единственный эпизод, отпугивающий ханжей, остальные – страшны или забавны, в зависимости от темы. Даже удивительно, если сравнивать, например, с российским искусством, активно обращающимся к темам «про это». Кроме того, голландцы не «надрываются», ироничны и, в целом, очень расположены к тому, чтобы быть понятыми.
На выставку можно придти ни один раз – словно продолжить незаконченную приятную беседу. В качестве «переводчика» – приобрести каталог, где все сюжеты и авторы подробно расписаны. Кстати, не бойтесь закрытых дверей и людей в камуфляже: охранники обязаны вас пропустить на выставку вне зависимости от того, с какого входа вы начнете просмотр. Двери закрыты потому, что свет мешает смотреть на экран. Последнее напутствие – в Арсенале холодно – утеплитесь! Не случайно же выставочный сезон ГЦСИ открывает по весне.
Ирина Копьева,
Нижегородские новости, № 101, 4 июня 2004,
04.06.2004 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|