Открылся выставочный сезон в Арсенале - здании, которое (хочется верить) с течением времени все-таки станет Нижегородским центром современного искусства не только с точки зрения содержания (это есть и сейчас), но и с позиции формы.
Пока форма здания Арсенала поражает своим почти полным отсутствием. Реконструкция здесь вступила, похоже, в период, максимально близкий к нулевому состоянию: разобрано все, что можно было разобрать, все деревянные части и обвалившийся фрагмент крыши. Остались только стены и неразобранный кусок кровли.
Тем не менее Арсенал и в этом сезоне будет действовать как выставочный центр современного искусства.
Впрочем, почему, собственно, «будет»? Он уже начал действовать. В середине мая в нем прошло открытие первого выставочного проекта. Проект состоял из трех произведений нижегородских художников Николая Олейникова, Евгения Стрелкова, Галины Мызниковой и Сергея Проворова. Два из них можно и нужно было смотреть, потому что они были видеоинсталляциями. А с одним для получения максимального эстетического и познавательного удовольствия следовало разговаривать.
Этот проект назывался «Сумма речи». Он представлял собой висящую над головой зрителя прозрачную плиту из оргстекла, на которой закреплены разные технические устройства.
Ты встаешь под плиту и громко говоришь, что хочешь. Как только ты замолкаешь, тебе в ответ доносится... нет, вопреки ожиданиям, не ответная реплика, совпадающая по смыслу с твоей. То, что ты слышишь, может быть чем угодно. Осмысленной фразой. Гомоном в зале. Чем-то звуковым, но не оформленным...
Так получается, потому что специальное устройство записывает все, что слышит под собой и вокруг себя, а потом в произвольном порядке выдает в ответ на твой звуковой призыв.
Идея проекта в неожиданной (и даже забавной) форме воссоздает современную модель общения, когда общение по виду существует, но по реальному смыслу отсутствует. Коммуникация и правда обессмыслилась. Мы, конечно, общаемся друг с другом. Но именно «кажущимися смыслами»…
Выставки в Арсенале будут проходить на протяжении всего лета, а последнюю вообще нам покажут в сентябре. Вчера, например, открылась экспозиция под названием «Фасады Волги». Ее автор московский художник Владимир Куприянов утверждает, что «продолжает традицию исследования визуального образа Поволжья». Естественно, в современном русле.
Что касается самого здания Арсенала, то, по словам представителей Госцентра современного искусства, здание это такое специфическое, что, прежде чем там что–то возводить, нужно не только все сначала разобрать, но и провести массу всяческих аналитико – изыскательных работ. Что, в общем, сейчас и делается. Работы финансирует Российское министерство культуры. Так что шанс, что Арсенал реконструируют, как задумали, вполне основателен.
Вера Романова,
Город и горожане, № 19,
14.05.2006 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|