В нижегородском Арсенале (кремль, строение 6) открылась новая выставка. На этот раз в самом знаковом здании современного искусства показывают лучшие работы II Всероссийского конкурса художественных проектов для Арсенала «Прогнозы художников». Вообще-то в конкурсе принимали участие 73 художника из разных городов страны, в том числе, конечно, и из Нижнего. Свои работы представил, например, известный арт-персонаж Николай Олейников, впервые о себе заявили представители нового искусства из Богородска (работа Александра Санкина даже вошла в итоговый шорт-лист). Но все-таки эксперты конкурса — арт - менеджеры, директора галерей и т. д. — предпочтение отдали двум проектам москвичей — «Жажде» Аристарха Чернышева и «Кино» Ростана Тавасиева.
Оба проекта, на наш взгляд, похожи в одном: они отражают полнейшую бездуховность «общества потребления», в котором синонимом счастья становится коктейль из телепередач или... мордочка розового кролика, засветившаяся на киноэкране. В проекте «Кино» таких кроликов (подопытных?) целая очередь — 69 штук. Все они, розовые, игрушечные, только что из магазина, — сидят в ожидании приближения к прекрасному: в нашем случае это шанс увидеть себя в кино. Но те, кто уже добрался до заветной темной комнаты, где, как правило, и показывают кино, могут быть слегка разочарованы: оказывается, прежде чем увидеть волшебство «десятой музы» (или стать его частью), нужно потрудиться и... покрутить педали, как в популярной рекламе батареек. Только тогда кролик может увидеть себя на экране. Автор проекта «Кино» утверждает, что здесь нет никакого подтекста, просто нужна хорошая работа, которая и принесет, в конце концов, свои плоды в виде счастья. Вот только счастье, на наш взгляд, получается все-таки слишком уж призрачным, да и вид длинной очереди из розовых зайчиков наводит, скорее, на грустные размышления. Так что «розовая мечта» так и остается кукольной, марионеточной, и не случайно в авторском описании проекта за кроликами можно отчетливо увидеть тень кукловода — человека в сером.
Тот же загадочный кукловод прочитывается и в инсталляции «Жажда» Аристарха Чернышева. На большом экране девушка один за другим пьет коктейли, которые ей подают. В стаканах — кадры из различных телепередач, которые можно посмотреть в «чистом виде» прямо тут же, в реальном времени по телевизорам. В момент, когда на выставке были мы, девушка пила смесь «Олег Табаков», у мэтра как раз был день рождения. А дальше шла уже политика, подборка новостей, и все это девушка послушно и бесстрастно выпивала. Организаторы выставки говорят, что одна из задач проекта — заставить зрителей задуматься над тем, что и как мы смотрим и как вообще живем.
Алена Донецкая,
Рекламный вестник, № 33 (1694), 24-30 августа 2005,
05.09.2005 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|