Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Арсенале 2005

Жажда искушений

Как сказал на пресс-конференции художественный критик Александр Панов (Москва), в Нижнем Новгороде уже второй год подряд проходит единственный в России конкурс современного искусства. Действительно, нигде больше в нашей стране художник не может получить такую надежную и существенную поддержку проекта, как в нижегородском ГЦСИ. Известен проект питерского Института ПРО АРТе, когда современные художники сочиняют идеи для традиционных музеев. Но тема этого конкурса всегда имеет узкую специфику, например, в этом году проекты разрабатывали про телефон. Еще есть московская "АРТ-Стрелка" и "АРТ-Клязьма", организованные Ольгой Лопуховой, но здесь главный принцип - участие, финансовая поддержка не позволяет развернуть высокотехнологичные проекты. Сам Александр Панов уже несколько лет подряд по приглашению курирует биеннале в деревне Ширяево Самарской области. В Ширяево собираются художники из разных областей и стран, но статус события больше соответствует уровню международного семинара...
В Нижнем Новгороде "Арсенале" проходит по стандартам крупных международных выставок. Есть куратор, конкурсная система, представительное и - обязательно! - авторитетное в области современного искусства жюри и, самое главное, серьезное финансирование.
Весь фокус и заключается в том, что получить деньги, позволяющие реализовать не самодеятельные, а профессионально убедительные проекты, можно лишь по особому доверию. Не первый год ГЦСИ получает поддержку Фонда Форда - заявки на гранты там рассматривают эксперты международного уровня. (Кстати, Фонд оказал помощь и российскому павильону на Венецианской биеннале, который курирует Любовь Сапрыкина – арт-директор ГЦСИ). А в этом сезоне деятельность ГЦСИ получила дополнительную поддержку президента России, что лишний раз подтверждает: работа в нижегородском Арсенале ведется в русле государственной политики в сфере искусства. И усилия направлены на то, что бы в нашей стране были территории и организации, способные вести диалог о
сегодня - на том языке и техническом уровне, что сближают искусство с реальной современной жизнью.
Есть ли у искусства ответы на злободневные вопросы? - об этом ГЦСИ спросил художников еще весной этого года. Ответы содержались в 73 заявках, среди которых были присланные из Бельгии, Британии, Германии. Художники придумали проекты для конкретного места - нижегородского Арсенала, а жюри выбирало самые яркие из них. Как и в прошлом году, когда победителями стали проекты нижегородской ProvMyzы и московской группы Escape, на этот раз для показа тоже выбрано две работы. Конечно, это немного, если сравнивать, предположим, с какой-нибудь биеннале или выставкой современного искусства где-нибудь в Нью-Йорке. Но для нашего Арсенала, находящегося еще в неотреставрированном виде, и ГЦСИ, который проводит конкурс только во второй раз, важен сам факт: здесь утверждаются стандарты актуальной артсистемы.
Этими смыслами обрастает содержание выставки, которая требует от зрителя определенных интеллектуальных усилий. Проекты-победители называются просто и вроде бы ясно: "Жажда" и "Кино". Ростан Тавасиев заставил розовых игрушечных зайчиков "крутить кино" про самих же зайчиков. Аристарх Чернышев заманил зрителей к экрану, на котором плотоядные девичьи губы бесконечно вытягивают коктейли.
Оба проекта выглядят занимательно: и зайцы симпатичны, и коктейли интригуют - фужеры заполняются картинками с экранов телевизоров, работающих в реальном времени. Но что это за кино? И что за мучительная жажда? Об этом стоит поразмышлять.
Формальные ответы про свои проекты художники подготовили для пресс-конференции.
Тавасиев рассказал, что кино - это трудная работа. И чтобы "получить удовольствие от просмотра", надо не только выстоять длинную очередь на получение порции киносчастья, но и крепко потрудиться: покрутить педали динамо-машины, вырабатывающей электричество, приводящее в движение проектор, транслирующий изображение на экран. Зайцы - это мы с вами, а их розовый цвет продиктован маркетинговыми исследованиями: покупатели чаще берут розовых. Как сказал Ростан, "зайцы могли бы и поля пахать", но важно, что их усилия направлены в другое русло, к неутилитарной цели. Им нужны новые эмоции - и их энергия посильнее энерджайзера.
Чернышев интерпретировал свою работу как критику перепроизводства информации. Бесконечная гонка каналов, реклама - не столько помогающая нам жить, сколько откровенно засоряющая наше жизненное пространство навязанными образами и желаниями, - все это порабощает и изматывает людей.
Не случайно Александр Панов назвал темой выставки "искушение". Она - про искушение зайцев искусством. Ситуация имеет множество версий. Можно вспомнить даже про то, как белые люди одаривали туземцев пестрыми безделушками в обмен на жизненно важное продовольствие. Или совершенно нерациональное поведение молодого человека, готового вложить существенную часть своей зарплаты в билет на рок-концерт. Или даму, собирающуюся в течение года на курорт. Однако от себя все равно не уедешь. Но, находясь в комфортной пушистой оболочке, легче воспроизводить стереотипы, не выходя из заданных поведенческих рамок. Не замечать, что и в очереди, и добравшись до экрана, ты видишь все тех же зайцев. Розовые зайцы - розовые иллюзии: не просто симпатичные, но пленительные.
"Искушение" возникает в проекте "Жажда" в виде бесконечного потока. Поток информации льется с экранов, девушка равнодушно поглощает сбитого машиной лося, судебные разбирательства, сериалы и клипы. Она не становится от этого другой - она просто становится старше: но этот процесс не зависит от количества потребленной информации. Понять же реальные отношения и соотношения девушка НЕ В СИЛАХ. ОНА УВЕРЕННА И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА, А БОЛЬШЕГО НЕ ТРЕДУЕТСЯ! ТРЕБУЕТСЯ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ, ЧТОБЫ ГУБЫ, ДЕРЖАЩИЕ СОЛОМИНКУ, ОСТАВАЛИСЬ В ТОНУСЕ.
ОСТАЕТСЯ ИСКУШЕНИЕ И У ЗРИТЕЛЯ – СКАЗАТЬ, ЧТО ВСЕ ЭТО НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ИСКУССТВО ВСЕГДА НАМИ ВОСПРИНГИМАЛОСЬ КАК УКРАШЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
МЫ ПРОЛЕТАЛИ С БУРЖУАЗНЫМИ ВКУСАМИ. НА НАШИХ ИЛЛЮЗИЯХ ДЕЛАЮТ ДЕНЬГИ. И КОГДА В ПОТОКЕ ПОШЛОСТИ И ГЛАМУРА ВОЗНИКАЮТ НЕКОМФОРТНЫЕ ИДЕИ, МЫ БРЕЗГЛИВО КРИВИМ РОТ…
В ЭТОМ СМЫСЛЕ «ПРОГНОЗЫ ХУДОЖНИКОВ» МАЛОУТЕШИТЕЛЬНЫ. НО, ПРОЙДЯ ЧЕРЕЗ «ИСКУШЕНИЕ», МОЖНО ВЕРНУТЬ СЕБЕ ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ.


Ирина Копьева,
Нижегородские новости, 23 августа 2005, №156 (3328), 23.08.2005 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English