Почему это главная выставка? Потому что очень мало бывает показов, на которых выставляются принципиально новые произведения, созданные абсолютно специально для какой-то цели. В данном случае целью был конкурс «Прогнозы художников». Он решал совершенно конкретные задачи. Например, узнать, что думают художники о перспективах развития искусства. Как понимают свою роль в современном обществе... Этот кон курс проектов проводился специально только для Арсенала. Авторам не было задано никакой темы. Каждый художник мог работать с тем, что ему хочется, и так, как он привык работать.
Заявок на участие в конкурсе оказалось очень много, больше семидесяти. Экспертный совет выбрал два проекта. Они между собой перекликаются, потому что оба касаются темы масс-медиа - сферы, ставшей неотъемлемой частью нашей жизни. Оба проекта обращаются именно к масс-медиа, только один - к телевидению, а другой – к кино.
Первый проект - это инсталляция Ростана Тавасиева «Кино». Художник создал композицию из мягких игрушек. Вы входите в Арсенал и видите... сто розовых плюшевых зайцев! Они стоят от входа в глубь Арсенала в длинной очереди. Очередь розовых зайцев будит любопытство зрителя. За чем таким важным они стоят? Почему их так много? Если дойти до конца заячьей очереди - видно: трое зайцев-счастливчиков сидят и изо всех сил, с предельным напряжением крутят педали велосипедов. Из большого генератора летят искры. Они так трудятся для того, чтобы электричество, которое они вырабатывают, шло к проектору, показывающему кино. А с экрана на них (и на зрителя, естественно) смотрит такой же заяц. Кто эти зайцы? Кто этот кумир на экране? На все эти вопросы каждый зритель ответит сам. Хотя идею художника понять совсем нетрудно. Кино - это тяжелый, изнурительный труд. И не только для его создателей. Но и для зрителей. Посмотреть кино совсем непросто. Нужен кинотеатр. Нужны деньги на билет. Вот зайцы и стоят в длиннющей очереди. И крутят изо всех сил педали. Чтобы прикоснуться к любимому волшебству кино, искушающему прекрасной жизнью, пусть и виртуальной. Крутят, не жалея ни времени жизни, ни усилий...
Второй проект создал художник Аристарх Чернышев. Он называется «Жажда». Вы входите и видите сексуальные губы некоей невидимой девушки. Эти губы пьют из разных бокалов разные коктейли. Коктейли - это телепродукция. Поэтому пьет девушка ведущего новостей, знакомый мультик или старое кино...
Чтобы идею абсолютной зависимости современного человека от телепродукции было проще понять (жажду смотреть телевизор невозможно утолить!), внизу стоят пять телевизоров. Они транслируют передачи пяти разных телеканалов. Девушка «вытягивает» с экрана телевизора то, что ей понравилось. Изображение перетекает в ее стакан. Устаканивается. И через трубочку засасывается девушкой в рот. Мы все безостановочные потребители телеэфира. Кто-то не может жить без сериалов. Кто-то - без новостей. Кто-то - без рекламы, этих пятисекундных коротеньких фильмов про счастье. И эта инсталляция - про всех нас.
- Скажите, Юлия, а когда Арсенал откроется обновленным и реконструированным? Все, конечно, привыкли к нынешнему виду здания и его своеобразной прелести, но все-таки...
- По плану в современном виде и хорошо оборудованный Арсенал откроется в 2009 году. Уже были проведены противоаварийные работы. Теперь шаг за шагом начнется реконструкция. Работы в Арсенале финансируются Министерством культуры России. Московский центр современного искусства уже отреставрировал свое здание; хочется думать, что сейчас начнется активное финансирование нашего Арсенала.
Мария ПЫЛАЕВА,
Город и Горожане, 23-29 августа 2005 года, № 32 (1067),
23.08.2005 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|