Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Диалектика надежды. 1Московская биеннале современного искусства в Нижнем Новгороде

«Диалектика надежды» - диалектика, да где ж ты?

«Запечатанный» на зиму Арсенал нашего Кремля открыл новый выставочный сезон. «Пломбу» сорвала выставка международного уровня «Диалектика надежды. I Московская Биеннале современного искусства в Нижнем Новгороде».
Правда, международный уровень в нашем городе представлен местечково. Из сорока видеоработ, показанных в Москве, к нам привезли только семь. Это видео художников из Швеции, Китая, Вьетнама, Великобритании, Нигерии и Пуэрто-Рико. Нижнему хватило и этого. На наш вопрос, заданный зрителям экспозиции «понятно ли Вам это искусство?» многие отвечали коротко: «Понятно»,- а руки их, тем временем, тянулись к лицу (проверка на знание языка жестов хотя бы по Пизу - прочитайте, интересно!). Честно признавшихся было меньше: «Становится понятно только после расшифровки, то есть прочтения пояснительного текста к каждой работе». А текст, кстати, без дополнительной подсветки, рассмотреть тяжело. Среди других причин «недопереваривания мирового искусства» и как следствие только частичного его «усвоения» нижегородцами были и чисто технические недоработки. Большие экраны - мечта киномана - выглядят внушительно. Но звук в полупустом, добротном и, надо сказать, прохладном помещении бывшего хранилища становится гулким. Прибавьте к этому английский язык, и вы поймете, почему некоторые посетители самовольно нажимали на корпусе телевизора кнопку с заветным плюсиком.
Так «диалектика», в переводе с греческого - искусство вести беседу, спор, - невольно рассыпалась на отдельные монологи. Вы на нас необижаитесь, господа организаторы выставочного пространства, но очень хотелось получить максимум удовольствия. Или это само искусство на нашей земле так адаптируется?
Теперь суть выставки - привезенные работы. Экран напротив входа демонстрирует видео «Корзина памяти» британца Джереми Делле-ра, лауреата премии Тёрнера-2004. Даем справку: денежная премия Тернера вручается каждый год. За прошлые годы посетители выставки работ номинантов на эту премию успели привыкнуть ко многому: пустым комнатам, слоновьим экскрементам в картинах, грязным пятнам и сюжету порнографического фильма, написанному розовыми буквами на большом полотне. Но арсенальная работа «Корзина памяти» скорее похожа на передачу «В мире животных», чем на нечто «детям до 16-ти». Более запомнились кадры природы со снятыми крупным планом забавными насекомыми и финал, как утверждается в буклете, с тремя миллионами летучих мышей, вылетающих из пещеры. Сам минифильм, как написано там же - это результат путешествия художника по Техасу с дневниковой документацией различных событий. Но все эти монологи и диалоги с местными жителями дослушивать не хотелось, ввиду плохого понимания английского разговорного языка при тихом звуке.
Далее, справа от нас, специально построенный бункер, который многие поначалу стараются не замечать, вежливо не интересуясь, что в нем. Там «уединилось» видео вьетнамского художника Джун Нгу-ен-Хацушиба «Счастливого нового года: Мемориальный проект II». Фильм посвящен кровавым событиям во Вьетнаме в 1968 году. Тогда гражданская война в Южном Вьетнаме приобрела международный характер и стала войной Соединенных Штатов против коммунистического Северного Вьетнама. Массированные бомбардировки, в которых на Северный и Южный Вьетнам было сброшено в три раза больше взрывчатых веществ, чем во второй мировой войне (всего 7,5 млн. тонн!), должны были принести победу над коммунистами. Сотни тысяч человек гражданского населения были убиты, полностью разрушились инфраструктура и экономика Севера.
В почти «кустовском» фильме («Подводная одиссея команды Кусто») художник устроил завораживающее и тревожное театральное действо с огромным драконом - символом года и власти, и шариками, окрасившими воду в кровавые и другие оттенки.
Работа «Отъезд» немца Клеменса фон Веде-мейера затронула больную бюрократизмом и взяточничеством тему. Так пересечь Абхазскую границу в прошлом году стоило не менее полутора тысяч рублей и нескольких часов ожидания (эх, трудно без псевдонима!). А художник в своем фильме проиллюстрировал противоречие между все большей глобализацией мира, консолидацией стран и довольно сложным пересечением территориальных границ между ними. Фильм этот, заискивает» перед нами - в том смысле, что говорят в нем по-русски и исключительно наши соотечественники. Посетителям выставки он приглянулся.
Остальные работы посмотрите и оцените сами. Они стоят того. А вот вход ничего не стоит.

Наталья Ручина,
Досуг, 10 (173), июнь, 08.06.2004 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша выставки
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English