Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Диалектика надежды. 1Московская биеннале современного искусства в Нижнем Новгороде

Художники и произведения

Дженнифер Аллора & Гильермо Кальсадилья

Дженнифер Аллора и Гилльермо Кальсадилья. Возвращение звука. 2004. DVD, 5’42”. <em>Courtesy; Galerie Chantal Crousel</em>
Возвращение звука. 2004. DVD, 5’42”. Courtesy; Galerie Chantal Crousel

Молодой человек на мопеде, у которого вместо глушителя к выхлопной трубе присоединен горн, объезжает пуэрториканский остров Викес. Победные звуки трубы, перебивающие городской шум, оповещают о том, что остров, в результате продолжительных споров, наконец, покинула военно-морская база США. Пуэрто-риканские художники Дженнифер Аллора и Гильермо Кальсадилья не случайно дали своему видеофильму метафорическое и многозначное название «Возвращение звука». Отправной точкой творчества художников является язык, отдельные слова, фразы, их значения и коннотации служат авторам источником и катализатором идей.

 
Йохана Биллинг

Йохана Биллинг. Проект для революции. 2000. DVD, 3’14’’ . Производственный фотоснимки. Фото Йохан Левенхамн.
Проект для революции. 2000. DVD, 3’14’’

Видео шведской художницы Йоханы Биллинг «Проект для революции» (2000)- римейк одной из сцен культового фильма конца 60-х «Забриски пойнт» Микеланджело Антониони. Так же как герои студенческих беспорядков Антониони, молодые люди Биллинг готовятся к митингу. Правда, листы бумаги с текстами политических памфлетов оказываются чистыми. И хотя каждый студент — нонконформист, готовый к бунту, их не связывает вместе единство цели. Потому в результате ничего не происходит. Без ностальгии и морализаторства автор обращает внимание на то, что общим для поколения 2000-х, в отличие от бунтарских 60-х, являются не убеждения, а утрата веры в ритуалы коллективного строительства. Биллинг проницательно рисует портрет поколения скептиков, которое слишком расчетливо и прагматично, чтобы верить. В работах молодого автора из Швеции подспудно ставятся важные вопросы о том, кто «мы», можем ли мы по-прежнему считать себя частью коллектива? Именно благодаря аллюзиям в адрес фильма Антониони, мы понимаем, что время революций, а вместе с ним утопий прошло. Новое поколение, выбирая скепсис, без иллюзий смотрит в своё будущее.

 
Клеменс фон Ведемейер

Клеменс фон Ведемейер. Отъезд. 2004. 16 мм фильм, переведенный в видеоформат, 15’
Отъезд. 2004. 16 мм фильм, переведенный в видеоформат, 15’

Немецкий художник Клеменс фон Ведемейер инсценирует стилистику документальной хроники, на самом деле снимая фильм при помощи кинокамеры, скользящей по специально проложенным рельсам. В фильме «Отъезд», повествующем о бюрократических трудностях получения германской визы, автор раскрыл одно из глубоких противоречий современного глобального мира: мир становится всё более глобальным, а людям всё труднее становится пересекать границы. Тема границы интересует Ведемейера и в художественном контексте: границу кино нельзя перейти, её можно только обозначить.

 
Джереми Деллер

Джереми Деллер. Блок памяти, 2003, DVD. Courtesy: Concept, Paris
Блок памяти, 2003, DVD. Courtesy: Concept, Paris

В «Корзине памяти» британского художника Джереми Деллера – лауреата премии Тёрнера 2004 – отражаются, как сказал директор галереи Тейт Никола Сирота, «крутые политические перемены нашего времени». Действие фильма строится вокруг путешествия по Техасу, начиная с осады резиденции религиозной секты «Колено Давидово» в Уэйко и заканчивая родным городом Джорджа Буша – Кроуфордом. Деллер бродит по городу и общается с местными жителями, посещает разные заведения, в том числе любимую закусочную президента Буша возле его ранчо. Он дает свободно говорить людям, которых встречает на своем пути; при этом, не скрывая свою точку зрения, но и не ввязываясь в полемику. Результат – умная, человечная, проницательная работа, которая ненавязчиво оппонирует идеологическим штампам, предлагая вместо них принцип собственной вовлеченности, понимание и субъективность. Потрясающе выглядят финальные кадры фильма, запечатлевшие три миллиона летучих мышей, вылетающих из пещеры.

 
Джун Нгуен-Хацушиба

Счастливого нового года: Мемориальный проект «Вьетнам II». 2003. DVD проекция. Courtesy: Commissioned and produced by the MATRIX Program at the UC Berkeley Art Museum and Pacific Film Archive, Berkeley, CA with assistance from The New Museum, New York
Счастливого нового года: Мемориальный проект «Вьетнам II». 2003. DVD проекция. Courtesy: Commissioned and produced by the MATRIX Program at the UC Berkeley Art Museum and Pacific Film Archive, Berkeley, CA with assistance from The New Museum, New York

Вьетнамский художник Джун Нгуен-Хацушиба интерпретирует воспоминания о событиях 1968 года в многоуровневом контексте символов и метафор. Основанный на виртуозных подводных съёмках фильм «Счастливого нового года: Мемориальный проект «Вьетнам II» посвящён беглецам из социалистического Вьетнама, погибшим в засаде, устроенной войсками в начале 1968 лунного года. Герои подводного перформанса Джуна Нгуена-Хацушиба так глубоко погружаются в океан, что им удаётся пережить ощущение невесомости, какое только возможно на земле. Поэтому процесс создания фильмов художник считает столь же важным, как и конечный результат. В работе вьетнамского автора парадоксально сочетается завораживающая красота и ностальгия по неосуществлённой мечте.

 
Фатима Туггар

Фатима Туггар. Смешаная кухня. DVD
Смешаная кухня. DVD

Граница изображения имеет принципиальное значение и для работ художницы из Нигерии Фатимы Туггар. Эстетика дигитального фотомонтажа основной лейтмотив её работ, где встречаются потоки образов, возникающих в Африке, Европе и Америке. Новые технологии она рассматривает как средство нового реализма и способ усовершенствования представлений о мире. В своем искусстве она выражает уверенность в том, что с помощью электронных технологий можно формировать наши желания, ожидания и надежды. «Смешанная кухня» - исследование на тему о традиционной роли и месте, занимаемое женщиной в различных странах.

 
Янг Фудонг

Янг Фудонг. Семь мудрецов в бамбуковой роще, часть II. 2004. кинофильм, 35 mm, ч/б, 46’
Семь мудрецов в бамбуковой роще, часть II. 2004. кинофильм, 35 mm, ч/б, 46’

О судьбе поколения «новых интеллектуалов» размышляет китайский художник Ян Фудонг. Персонажи его черно-белого фильма «Семь мудрецов в бамбуковой роще» древние философы, персонифицированные в образы прекрасных молодых людей – жителей современного мегаполиса. История взаимоотношений героев фильма рассказана каждым из них по-своему, она отражается в субъективном восприятии, окрашенном сексуальными переживаниями. Сюжета фильма развивается в контексте гендерной драматургии. Для героев фильма Фудонга современность существует в контексте истории, в контексте прошлого, которое является основой утопии аутентичной жизни. Живописец по специальности, Фудонг стал автором полнометражных фильмов, где отточил свой самобытный и очень современный стиль, содержащий аллюзии на китайские кинофильмы 1930-х и 1940-х годов.



« назад к описанию проекта

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша выставки
  © НФ ГЦСИ, 2019 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English