Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Ольга Киселёва. Двери

Балерина между Востоком и Западом

В условиях сыровато-жутковатого помещения нижегородского Арсенала танцевать балерине несколько часов подряд было бы равносильно подвигу. Хотя именно так и было, когда новую работу русской художницы Ольги Киселевой выставляли за рубежом. Отношения между Востоком и Западом пришлось регулировать самим нижегородцам
Известная российская художница Ольга Киселева, с 1994 года живущая в Париже, представила нашему вниманию интерактивную видеоинсталляцию «Doors», то есть «Двери». Каждый посетитель выставки получил возможность стать посредником в неровных отношениях Востока и Запада.
На большом экране с обеих сторон демонстрируются фрагменты жизни Европейского парламента в Страсбурге и одной афганской деревни. Вот она - критическая близость и конфронтация! Итак, на каждой части экрана идет свое изображение. Еле заметно они наслаиваются друг на друга. Четко видны оба изображения только в пространстве тени зрителя. Тень начинает играть роль проводника для сближения Востока и Запада, обретает функцию двери. А стоит зайти за экран, как становишься одной из движущихся фигур, и попадешь то в вестибюль Европарламента, а то во двор деревни. Такое путешествие в медиа - пространство в эпоху всеобщей компьютеризации почти обыденно. Так где же грань между виртуальным и реальным мирами? Или, как у Грибоедова: «Дверь отперта для званых и незваных».
Хронометраж парламента всего три минуты, затем ролик повторяется, а запись жизни деревни идет четырнадцать минут. В отличие от Европарламента, где засняты постоянно входящие и выходящие через двери люди, а точнее, их почти безликие копошащиеся фигуры, во дворе деревни протекает жизнь во всем ее разнообразии, непредсказуемости и неспешности. Тут резвится веселый мальчуган, мерно помахивает хвостом корова, ходят туда-сюда через какие-то ворота мужчины разных лет. Причем совсем неожиданно ребенок-сорванец может убежать из кадра, а твои глаза уже стремятся проследить за ним. Вот так, при помощи одного из ранних методов видеоискусства, камера художника превращается в своеобразный орган чувств и начинает сама «ощупывать» интересную ей действительность. А ты становишься одним целым с камерой, одновременно вклиниваясь в другую реальность. В этом случае реальность парламента напоминает скорее муравейник, а жизнь афганской деревни - что-то в духе фильма с Чарли Чаплином.
«А где же балерина?» - спросите вы. Балерина, действительно, по задумке, должна была танцевать перед экраном, и ее тень была бы тогда дверью между Востоком и Западом. Вот бы было зрелище! Но дверями стали наши тени, зрителей. Откуда же взялся образ балерины? Не пародия ли это на советские методы урегулирования политических конфликтов, когда в самый разгар путча и других радикальных событий нас абстрагировали от информации балетом «Лебединое озеро»?
Видеоарт - искусство сравнительно молодое, ему около сорока. В прошлом году мы могли видеть работы кудесников-британцев, и среди них Марка Леки, показавшего честное видео о клубной жизни молодежи. Арт-видео британца Леки и нашей Киселевой подкупают зрителя своей реалистичностью.
Что касается интерактивных инсталляций, каковой является работа Ольги Киселевой. Расцвет подобного рода установок наблюдался еще в шестидесятые, колыбельные годы авангардного искусства. Сами родоначальники, такие как Шофер и Колейчук, приучали зрителя к непосредственному соучастию в демонстрации арт-объектов.
Какими бы ни были «Двери» Ольги Киселевой, - это, в любом случае, двери, открывающие нас самих. И пусть пока только на полотняном экране, но Восток и Запад уже сближаются. И мы сопричастны этому.





Наталья Ручина,
Досуг в Нижнем, №9, май-июнь, 2004 год, 02.05.2004 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English