Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Ольга Киселёва. Двери

Художники и произведения

Двери

Стоп-кадр из видеоработы
Стоп-кадр из видеоработы
Стоп-кадр из видеоработы


PROСВЕТ МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ

Известного физика Томаса Эдисона пригласили однажды на дружескую вечеринку. Он пришел и почти сразу же почувствовал, что ему хочется уйти. Слишком много там было незнакомых людей и пустых разговоров. Уловив момент, когда до него никому не было дела, ученый направился к двери. Но тут его остановил кто-то из гостей:
- Мистер Эдисон, над чем Вы сейчас работаете?
- Над выходом…
Художница Ольга Киселева тоже работает над этой проблемой, причем уже много лет. Правда, выход она ищет не только для себя, но и для всех нас. Точнее для тех, кто думает, что ВХОД и ВЫХОД - это одно и то же. Иногда они действительно совпадают, но чаще все-таки нет.
Бывает, что входов много, а выход нужно найти всего один, - иначе вспыхнет вражда и мир окажется в страшной опасности.
Но бывает и по-другому: вход - один для всех, а выход каждый должен найти сам. Это вроде бы всем понятно, но почему-то не всегда и не у всех получается. Не только в России. Везде… Ольга Киселева убедилась в этом, создав несколько простых и в то же время экстравагантных инсталляций в разных концах света.
«How are you?», то есть «Как вы?» - называлась ее самая первая большая акция, проведенная в 1999 году. В английском языке это и не вопрос даже, а так… стандартное приветствие, не требующее ответа. Но почему-то почти все, к кому обращалась художница с этой дружеской фразой, начинали рассказывать о себе. Естественно, по-разному: кто-то ограничивался одним словом, а кто-то произносил страстный монолог о своей жизни, которая вдруг стала кому-то интересна. Так было и в нью-йоркском Торговом центре, и в буддийском монастыре… Значит, люди все-таки нуждаются в диалоге? Хотят, чтобы их слушали и понимали? Но тогда откуда же эта вселенская разобщенность?
Чтобы разобраться в этом, Ольга Киселева задает абсолютно случайным людям свой второй главный вопрос: «Who are you?» («Кто вы?»). Вот Вы, например, знаете, КТО ВЫ? Что именно Вы хотели бы сообщить о себе миру? Мне кажется, это одно из самых трудных заданий, которые только можно придумать… Кто Вы? Кто я? Кто мы??? И чем неожиданнее ответ, тем правдивее это масштабное художественное исследование. Кстати, сам этот творческий метод - интерактивные медиа-инсталляции - Ольга Киселева стала использовать чуть ли не первой в мире, благодаря чему ее имя вошло в элиту международного современного искусства.
На биеннале в Дакаре она в очередной раз удивила всех наивным вопросом: «Что у вас с глазами?» и на редкость остроумным ответом: всем героям той инсталляции (а это были африканцы) художница поменяла глаза - отдала им свои, такие же голубые и чистые, каким бывает иногда небо… А это ведь тоже один из ВЫХОДОВ - научиться смотреть на мир глазами другого человека. Совсем не такого, как ты. И в то же время очень похожего на тебя.
В проекте «Where are you?» («Где вы?»), представленном на 49-й Венецианской биеннале, Ольга Киселева сумела втянуть зрителей в увлекательный медиа-эксперимент, когда грань между реальным и виртуальным мирами почти исчезает. На фотографиях - фрагменты инородной культурной реальности: нью-йоркские «Одесса» и «Шанхай», французский «Смоленск», парижская «Африка»… Иногда эти двойники так похожи, что мы не в состоянии различить их. А медиа, вместо того, чтобы выявлять и предъявлять миру подлинную реальность, скрывают ее, внося сумятицу в наши души: что лучше - правда или вымысел? И так ли уж это важно знать, где ты? Может, важнее другие вопросы: с кем ты? Кто с тобой? Кто против тебя? Способен ли ты войти в неведомое тебе пространство, не нарушив его видимых и невидимых границ?
Ольга Киселева снова предлагает нам неординарное решение под названием «Doors» («Двери»). Суть этой видео-инсталляции проста: на большом экране с обеих сторон демонстрируются фрагменты жизни Европейского парламента (Страсбург) и афганской деревни. Восток и Запад попадают в ситуацию рискованной близости, опасной и притягательной одновременно.
Киплинг давно и, как многим кажется, навсегда объяснил, что «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут…» Сойдут, если над этим поработает современный художник. Причем никаких супермедиальных технологий для этого не требуется. Дверь из одного мира в другой «прорубает» зритель, попадающий в «луч света» проектора. Тень человека становится просветом, через который мы видим сближение миров. Достаточно сделать несколько шагов - и ты во дворе афганского дома, где за столом люди то ли пьют чай, то ли просто беседуют. В дом нас не пригласят, - там это не принято, но мы ведь туда и не рвемся, поскольку уважаем чужие традиции. Чтобы попасть в вестибюль Европейского парламента, нужно подойти к другой стороне экрана. Вот и весь технологический фокус.
Но это всего лишь физический просвет, точнее проем, который еще не стал ВХОДОМ. Он станет им при одном обязательном условии: если мы войдем туда со своим Светом. Духовным или душевным, - это уж у кого какой найдется. И вот тогда появится PROСВЕТ, который так настойчиво ищет Ольга Киселева, русская художница, живущая в Париже. Это уточнение можно было бы упустить, если бы не одно обстоятельство: роль современной России в отношениях между Западом и Востоком. Многие политологи считают, что именно сегодняшняя Россия, которая и географически, и психологически всегда была и остается между ними, способна понять и примирить эти две культуры, два мировоззрения, две параллельные прямые, которые время от времени пересекаются, высекая искры…
О том, что есть Запад и что есть Восток, написаны сотни монографий. О вратах, воротах и дверях - научных трудов поменьше. Зато много стихов, объясняющих то, чего нет в школьных учебниках:

Путник, пришедший из мира,
Врата пред тобою открыты.
Лишь шаг отделяет от входа,
Но ты не пройдешь в него, если
Ты тянешь повсюду с собой
Из прежнего груз непомерный…


…Экран снова и снова «пробивается» чьей-то тенью, чтобы между Западом и Востоком не исчезал PROСВЕТ, найденный Художником.
Лариса Соловьева


Лариса Соловьева




« назад к описанию проекта

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English