Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Ольга Киселёва. Двери

Выбираю верную дверь

30 апреля в выставочном зале "Арсенал" Государственного центра современного искусства открылись "Двери". Художница из Парижа Ольга Киселева привезла в Нижний свою новую работу.
Интерактивная видеоинсталляция Ольги Киселевой, художницы и доктора философии из Сорбонны, демонстрируемая до 16 мая в цикле международных выставок "Метафизика Надежды", очень актуальна для современного состояния человеческого духа. Выставка соединяет несоединимое, открывает единую дверь в миры Запада и Востока через соучастие каждого, кто задумывается и о хрупкости мира, и о своей ответственности за его стабильность. Тень зрителя на экране становится просветом, через который можно увидеть опасное и притягательное сближение Европейского парламента и афганской деревни.
Беседы с Ольгой (а ее слова являются органичным дополнением данной видеоконцепции), заставила меня задуматься о многом. Тем более, что она говорила: средства массовой коммуникации не соединяют, а разделяют людей, предлагая искаженное отражение мира, неверное отражение людьми друг друга в общении. Ее творчество призвано "убить бездну некоммуникабельности" посредством этих же средств - заставить их служить миру, а не войне и разобщенности. Сегодня, когда, возможно, человечество стоит на пороге выбора между глобальной войной или миром, искусство перестает быть развлечением для богемы. Поэтому Ольга Киселева отправилась в Россию, чтобы пробудить в людях ... нравственность.
Именно нравственность, это "старомодное" понятие становится одним из новейших течений как в искусстве, так и в общественной жизни, именно от нее зависит продолжение жизни человечества. В проекте "Where are you?" ("Где вы?"), представленном на 49-й Венецианской биеннале, Ольга Киселева сумела втянуть зрителей в увлекательный медиаэксперимент, когда грань между реальным и виртуальным миром исчезает. Иногда эти двойники так похожи, что мы не в состоянии различить их. А медиа, вместо того чтобы выявлять и предъявлять миру подлинную реальность, скрывают ее, внося сумятицу в наши души: что лучше - правда или вымысел? И вообще, где мы?...
Сегодня мы сталкиваемся с третьим витком гегелевской спирали "отрицания отрицания" в искусстве: новый авангард становится не абстрактным, а мягким, близким к человеку и его чувствам, приближается к реализму, отвергнутому около ста лет назад. Ольга рассказала о своей акции протеста против пренебрежительного отношения к чернокожим и арабам в одном из маленьких французских городков: она повесила в наиболее людных местах (магазинах, лавочках) портреты мэра и его приближенных (с их согласия и понимания, кстати!) с глазами "инородцев", а в их лица "имплантировала" свои глубокие голубые глаза... Население собиралось в толпы, начались обсуждения... В конце концов ей сказали так: "Мы еще совсем недавно сжигали ведьм на костре!". Эта акция напоминает протест против буржуазии Бунюэля в его фильмах "Фантомы свободы" и "Скромное обаяние буржуазии".
Главное сегодня - опять заставить человечество опомниться, задуматься, говорит она и своими работами, и своей необыкновенной жизнью: даже тибетских монахов она сумела "разморозить", заставила их говорить в китайской тюрьме о всеобщей гармонии. Она путешествует по всему миру, давая импульс многим и многим людям по-разному задуматься об объективной истине, к которой столетиями вырабатывалось равнодушие, пока мир не встал на пороге этического кризиса. Столетиями прагматизм и уверенность в человекобожии позволяли людям в гордыне своей подняться над человечностью. Двадцатый век показал, что нам дан практически последний шанс. В девятнадцатом столетии твердый материализм еще не позволял науке смыкаться с тьмой, и оттого люди утеряли мистическое восприятие реальности. А тем из них, кто не отбрасывал веру, унаследованная порядочность не позволяла касаться запретного: они бы не смогли сбросить атомную бомбу на Японию, убивать мирных беженцев в Косове или бомбить Ирак. Сегодня все изменилось: что сочтут современные люди непотребным, когда нравственность для них - побочный продукт биологических и экономических процессов? С точки зрения преисподней, к этому вела вся человеческая история. Падший человек сегодня уже может стряхнуть все ограничения, которые само милосердие наложило на его силу. Если он это сделает, то воплотится ад.
"Выбирайте свою дверь!" - написала мне Ольга в качестве автографа. Выбирайте дверь, которая сотрет границы ненависти и некоммуникабельности между мирами! И тогда, возможно, мир обретет еще один шанс на жизнь и радость сознания уникальности и ценности всех ее мгновений.







Елена Баева,
«Нижегородские Новости», № 28 от 7 мая 2004 года, 07.05.2004 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English