Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Под водой

«Под водой»: насмешка или предупреждение?

На прошлой неделе в Арсенал привезли 26-метровую работу Александра Виноградова и Владимира Дубо-сарского "Под водой", ту, которая наделала шуму на Венецианской бие-нале два года назад. И это вправду живопись, чего в Арсенале за всеми этими бесконечными видеоинсталляциями я как-то и не припомню
Сегодня Виноградова и Дубосарского называют в ряду тех, кто в лихие девяностые спасли живопись. Тогда теоретики современного искусства всерьез говорили, что живопись свое отжила, и настоящий художник обязан палитру и кисть выбросить в помойное ведро. И если кто-то хочет нечто изобразить, обязан фотографировать или снимать на видео, причем делать это максимально невнятно. Потому что таков был в ту пору мейнстрим.
Но эта парочка ослушалась и не переставала пользоваться кистью. Никого не спросясь, мода на живопись вернулась, и Виноградов с Дубосарским стали дико востребованными. Вот и на открытие выставки не приехали - сейчас они где-то за границей.
Что же до картины "Под водой", то она больше, чем обычный холст. Глядя на него, действительно впору онеметь: это поразительная, ошеломляющая, разящая наповал работа, которой всерьез хочется посвятить не рецензию, но роман. Это если хотите, детский сон, кино с социальной начинкой и повод для длительной медитации.
На полотне (вернее, на 13 холстах, соединенных воедино) изображена встреча Нового года в большой интернациональной компании - то ли на дне тропического моря, то ли в гигантском аквариуме. Елка дразнится игрушками, стол уставлен рядами бокалов с красным вином, а рядом плавают, улыбаются, разговаривают красивые беззаботные люди, словно сошедшие со страниц глянцевых изданий. Кроме людей-кукол в воде находятся и куклы Барби. Тут и там мелькают рыбы, в том числе зубастые акулы. Самым неуместным существом я бы, пожалуй, назвал стоящего на зад- них лапках жителя степей - суриката. Написано полотно яркими красками: вода небесно-голубая, сверху бьет солнечный свет, одежда на персонажах сплошь из дорогих бутиков. Стиль картины напоминает живопись рекламных плакатов, билбордов. Так писали большие афиши для кинотеатров. Коммерческий кич да и только.
Если бы я был почвенником или входил в какую-нибудь псевдонародную партию, я бы нашел повод для возмущения - от такого количества беззаботных и преуспевающих лиц просто рябит в глазах. Да и празднование Нового года под водой - это как-то не по-русски. Помнится, в панно коммунистического периода преобладали квадратно-челюстные строители, квадратно-грудастые колхозницы, и никто не пищал - что они-де фантастичны. Нарисованы, и пес с ними. А тут безоблачность и благополучие героев - явно какая-то насмешка над сегодняшним днем.
С другой стороны, кажется, что сейчас этих ихтиандров и дайверов поглотит девяносто девятый вал, они свалятся в преисподнюю. Что это последний день их подводной Помпеи. Не исключено, что Виноградов с Дубосарским написали предупреждение потомкам. Во всяком случае, на выставке зрителя не покидает чувство значительности происходящего. Будто ты присутствуешь при моменте, когда решается нечто судьбоносное.
Выставка открыта до конца августа, и пропустить ее решительно невозможно.

Фото Дмитрия МАРКОВА
Время работы с 12.00 до 20.00, без выходных, вход бесплатный.

Олег ДАР,
Аргументы и Факты – Нижний Новгород, № 31, 2005, 01.08.2005 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша выставки
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English