Как экспериментировали в легендарной школе дизайна.
До 6 сентября в нижегородском Арсенале работает выставка из коллекции штутгартского Института международных связей. Экспозиция называется «Баухаус: фотография» и, как бы невероятно это ни звучало, в ней представлены фотоработы, сделанные участниками знаменитой школы дизайна Баухаус.
Баухаус. Легендарная страница европейской культурной истории, академический центр авангарда Германии в период между двумя мировыми войнами. Своего рода дизайнерская коммуна, в которой преподавали, в частности, Кандинский и Клее, Мис ван дер Роэ и Шлеммер, Иттен и Мондриан. Фирменным знаком любой работы Баухауса был эксперимент: многое из того, что сегодня кажется само собой разумеющимся, является следствием революционных идей основателей Баухауса. "Разработчики форм" (слово "дизайнер" тогда еще не употреблялось) дали огромное количество инноваций - от модуль ной мебели до абстрактных рисунков на обоях. Все прототипы Баухауса и сегодня являются объектом вдохновения современных дизайнеров (в качестве побочного эффекта: теперь любая мебель строгого дизайна называется мебелью «Баухаус»).
Школа воплощала идею взаимопроникновения искусства, художественного ремесла и индустриального проектирования. Выставка «Фотография Баухаус» посвящена эстетическому наследию этой художественной практики в фотографии, так что фотоработы профессоров и воспитанников Баухауса словно опровергают утверждение «Form follows function» («форма определяется функциональностью»), лежащее в основе школы. Все они крайне эмоциональны.
По сути, экспозиция (всего 124 работы) являет собой потрясающий каталог опытов в области композиции, сюжета, ракурса. Дело в том, что фотография в «Баухаусе» до 1929 года не играла серьезной роли и была скорее увлечением некоторых ее преподавателей и студентов. Тем не менее и в этой области на практических занятиях профессора требовали от учеников создавать уникальные проекты. Справедливости ради отмечу, что до середины 20-х обращение к фотографии автоматически ставило художника в разряд новаторов. Характерно обращение "баухаусцев" к фотомонтажу (изобретенному лишь в 1918 году) - в этой технике сделаны выразительнейшие полиграфические работы, преимущественно рекламные плакаты. Согласитесь, интересно посмотреть на рекламу от легендарных дизайнеров. Что же касается фотографий - строгих и стильных, сознательно-спонтанных - на них «экспериментально» запечатлены абстрактные формы и портреты, структуры и фрагменты, тень и прозрачность, архитектура, «формная пластика» и прочие безумные интересности.
Выставка организована Немецким культурным центром имени Гёте и нижегородским филиалом Государственного центра современного искусства, работает ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 20.00. Вход свободный.
Мария Федотова,
Нижегородские новости,
04.08.2006 г.
« назад к списку публикаций
|
|
|