Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
De Dentro - В глубину

ЗДЕСЬ. СЕЙЧАС. ЗАЧЕМ? ПОТОМУ ЧТО В ГЛУБИНУ

Масштабная выставка в жанре «the best of» проходит в нижегородском Арсенале. В ней представлены произведения современных португальских художников. Правда, особого национального колорита автору заметки уловить не удалось (наверное, по причине незнакомства с португальской культурой вообще). Но в любом случае это - высококачественное свободно конвертируемое современное искусство.

Не только мне, но и, думается, многим прочим гражданам о Португалии известно в целом не очень много. Навскидку: портвейн и Васко да Гама. Кто-то, может, вспомнит томик Камоэнса, по которому изучал язык жюльверновский Паганель. Что же касается современного португальского искусства – увы. Так что «арсенальная» выставка (она называется «De dentro – В глубину») интересна уже самим фактом своего появления в Нижнем Новгороде.

Шестеро художников, произведения которых представлены в экспозиции, официально признаны в качестве лучших представителей сегодняшнего португальского искусства. Они представляли Португалию на крупнейшем международном смотре contemporary art в Венеции (Жулиау Сарменту, Жорже Молдер, Жоау Пеналва, Педру Кабрита Рейш, Элена Алмейда). Шестой художник, Руй Шафеш, участвовал в биеннале современного искусства в Сан-Паулу. Концептуальное «В глубину», вынесенное в заголовок проекта, четко реализуется в глубокой многосмысленности - принятой в современном искусстве.

Женщина в черном тяжко и выразительно ползает на коленях по залу, буквально не находя себе места (Елена Алмейда «Опыт места II»). В определенный момент звучит ария Орфея из глюковской оперы «Орфей и Эвридика». Вспоминается начало ученичества Карлоса Кастанеды (поиск «своего места»). Вот она же, художница Алмейда, на фотографиях – («Я здесь»). Место найдено, но почему-то счастья в глазах нет, даже наоборот. Глубина самоидентификации?

Когда-то в ледяную глубину Байкала провалился поезд. Об этом и многом другом в течение часа нам повествует мягкий голос рассказчика. (Жуау Пеналва «336 рек»), а мы все это время словно сидим на скамеечке в городском парке, расслабленно наблюдая за шевелящейся на ветру растительностью. Байкалу – 25 миллионов лет, и глубина – километр. Это de dentro – хронофизическое и ментальное (с погружением в глубины детских воспоминаний).

Вот Три «Праха» (Руй Шафеш, фотографии авторских скульптур). Материалом для одной из скульптур («Счастье переоценено III») стала пара костылей, для других – кажется, какой-то медицинский инструмент. В любом случае все три работы глубоко экспрессивны.

Глаза в глаза посетителю выставки с больших, практически в масштабе человеческого роста, фотографий напряженно смотрит мужчина (Жорже Молдер «Человеческое состояние»). Однако при отчаянно выразительной жестикуляции его лицо неизменно. Глубины взаимопонимания?

Измазанная краской и подсвеченная неоновой лампочкой доска называется, ни больше ни меньше, «Московская работа» (автор – Педру Кабриту Рейш). Дабы не усугубляться в глубины интерпретации, предоставим слово автору и попытаемся прочувствовать всю глубину эволюции бывшего живописца. «Мне не нужны банки с краской, кисти и холсты. То, что мне действительно нужно, так это парочка молотков, гвозди и шурупы».

Три разновидности «Паразита» Жулиау Сарменту одинаково элегантны, и не очень-то вяжущееся с серо-белой стильностью слово «Паразит» в названии, наверное, раскрывает глубину самоиронии. В каждой работе неизменно присутствует фрагмент удобного дивана (на котором, вероятно, возлежит собственно герой-паразит, то есть обыкновенный бездельник, то есть, может и вообще художник).

В двух «малых залах» Арсенала ждет бонус: проект «Зал зеркал», он же видеопрограмма от молодых португальских авторов. «Зеркальный зал», запросто вобравший в себя демонстрацию многообразного видеоарта, видимо, призван уравновесить и дополнить торжественный эпос шестерки описанных выше тяжеловесов. Там показывают дискотечное мелькание сгустков энергии, мытье под виртуальным душем, сидение в виртуальном кресле и прочие удивительные вещи из жизни.

Выставка работает ежедневно (кроме понедельника) до 20 июня, с 12.00 до 20.00. Вход, как обычно, свободный.

Мария Федотова,
Нижегородские новости №99, 03.06.2006 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English