Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Проекция

Конверсия. Кремлевский военный объект отдали художникам

Только не в Москве, а в Нижнем Новгороде.
Когда в пригласительном билете на открытие выставки современного искусства обозначен адрес "Кремль, строение 6", это несколько удивляет. Даже если дело происходит в Нижнем Новгороде. Однако все взаправду - вот древняя кремлевская стена, вот пристроенный к ней в середине XIX века Арсенал, вот на вернисаже работающий по соседству Кириенко, полномочный представитель президента в Приволжском округе. А пресловутое строение 6 еще три месяца назад принадлежало Министерству обороны и было закрытым объектом. Но вот теперь в этом серьезном антураже - современное искусство. Поскольку здание в кремле передано Нижегородскому филиалу Государственного центра современного искусства.

На самом деле придуманная худруком нижегородского ГЦСИ Любовью Сапрыкиной и московским архитектором Евгением Ассом выставка "Проекция", первая в Арсенале, тоже очень серьезная. В огромном темном ангаре шесть огромных экранов, на которые проецируются видеофильмы десятка художников. За один из них - тот, на котором показывают кино петербуржца Дмитрия Виленского "Конвейер", посвященное будням тружеников Горьковского автозавода, - можно зайти и обнаружить на заднике фанерного стенда "пролетарские" граффити-лозунги нижегородца Николая Олейникова. Таким образом фильм превращается в объемную инсталляцию "Отрицание отрицания".

Перед другим экраном с видом голубого неба стоят два насоса. Покачаешь любой - и на экране, как воздушные шарики, надуваются авторы, художники Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев. Это не простая инсталляция, а интерактивная. "Пузыри" называется.

На выходе из Арсенала выдают CD-плеер и отправляют на диверсионный рейд по кремлю. Проект "Прогулка по кремлю. Методразведзанятие" Ольги Егоровой (Цапли из знаменитой питерской артгруппы "Фабрика найденных одежд") - это что-то вроде перформанса, только "перформансирует" здесь не художник, а зритель с наушниками на голове, строго следующий инструкциям.

Фасад Арсенала, сильно нуждающегося в капремонте, в лесах. На них московский художник-минималист Александр Константинов красным скотчем выклеил свой фирменный узор, прообраз которого - в канцелярских формулярах и логарифмических линейках. Художник, вклинивающийся в исторический ландшафт, тоже известное и уважаемое дело. Так что выставка "Проекция", заявленная как выставка видеоискусства, на самом деле представляет самые разные варианты современного искусства как такового. Да еще в кремлевских ландшафтах и арсенальских интерьерах.

Открытие "Проекции" и заодно самого Арсенала в очередной раз доказывает, что в отношении эффектных (и осмысленных!) культурных инициатив регионы в последнее время перещеголяли столицу. И деньги щедрые спонсоры дают теперь провинции куда охотнее - нижегородские проекты, например, поддерживает Фонд Форда. Уже так и хочется посоветовать всем московским представителям художественной общественности переориентироваться на глубинку и жить по пионерлагерному принципу "поближе к кухне, подальше от начальства". Но принцип не совсем работает в своей второй части. Тот же Арсенал располагается в кремле, и Кириенко пришел-таки на его открытие. Хоть и с получасовым опозданием. Говорят, полпреду больше всего понравился фильм про ГАЗ.

Федор Ромер,
Еженедельный журнал, 8 июля 2003 г., 06.07.2003 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English