Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Проекция

О гримасах, иконах и дамах в интерьере бани

Мы уже писали, что передача весной этого года кремлевского Арсенала т. н. Государственному центру современного искусства вызвало неоднозначную реакцию нижегородцев. Последовали письма протеста (известны, по крайней мере, три), пикет молодежи. О сути недовольства протестующих газета кратко сообщала 5 и 10 июля с. г. Следуя нашей традиции, мы хотим познакомить читателей и с противоположным мнением. На вопросы корреспондента "НП" отвечает директор Нижегородского филиала ГЦСИ Анна ГОР.
- Анна Марковна, кому изначально принадлежала идея разместить ваше учреждение в Арсенале?

- Идея возникла еще в 1994 или 1995 годах, когда Нижний готовился к столетию Всероссийской промышленной и художественной выставки. Тогда мы с арт-директором Любовью Сапрыкиной и придумали план разместить художественный павильон в Арсенале. Идею мы обсуждали с полномочным представителем президента в Нижегородской области Крестьяниновым, и именно тогда федеральная власть с ней согласилась. Но в то время Арсенал принадлежал Минобороны, потому и вышла такая задержка на девять лет.

- Как выясняется, далеко не всем в Нижнем нравятся выставки вашего современного искусства. Задумывая добиваться у властей именно кремлевской территории - Арсенала, вы не прогнозировали, что будет и резкое неприятие вашего замысла?

- В своей деятельности я опираюсь на юридические основания. Я никогда не слышала о том, что Нижегородский кремль, помимо статуса федерального памятника архитектуры, имеет еще какой-то особый статус. В мире есть много аналогов, когда произведения современного искусства выставляются на значимых, престижных объектах: здание Арсенала в Венеции, Стамбульское биеннале, расположенное в византийских термах. Центр Помпиду в самом сердце Парижа. Это сознательная политика государства, которое не хочет мумифицировать свою историю, свою культуру. А протестовать можно из-за чего угодно. Протестуют же против коммунальной реформы.

- Считаете ли себя вы и ваши коллеги идейными преемниками, продолжателями традиций советского авангарда 20-х годов? Его иногда обвиняют в идеологической подготовке репрессий, гонений на православие. Кстати, в огне террора погибли и многие те авангардисты, скажем, Мейерхольд, Авербах. Как говорится, ирония судьбы...

- Очень примитивно было бы считать, что в сталинских репрессиях повинен русский авангард. Большой террор вытекал из коммунистической идеологии. Современное искусство к тому же - это искусство "после авангарда", постмодернистское искусство.]

- Согласен,что Малевич или Кандинский выступали еще до революции. Но именно в 20-е футуристы, конструктивисты, напостовцы и т. д. получили как бы государственный статус, потому что власть смотрела на них как на средство борьбы с традиционными культурой, религией, мировоззрением.

- Это неправда. Я изучала протоколы закупок предметов искусства для пополнения коллекций музеев, учебных заведений. Так вот, наряду с авангардом закупались и произведения Коровина, например, членов Союза русских художников и т.д. Никакой такой жесткой политики не было - это миф! Такая позиция является абсолютно надуманной.

- То, что показывал и показывает ваш центр в Москве, Нижнем, - это и есть современное искусство? К примеру, если некто рубит на выставке православные иконы или на киноэкране непрерывно корчит гримасы. Или некто фотографирует на фоне обгоревшего Белого дома мужиков со спущенными трусами, демонстрирующих, извините, свои гениталии. Все это искусство?

- Гримасы искусство корчило всегда. Жизнь можно метафорически выразить и как гримасу - на восприятие этой жизни. О гениталиях. Женщина, которая стоит перед зрителем голая в интерьере бани, или женщина, лежащая, раскинув ноги, в позе ожидания любовного свидания, как Даная Рембрандта, - все это произведения искусства. Что касается икон, то это не совсем удачная акция Тер-Ога-ньяна. И к нашему учреждению она не имеет ровным счетом никакого отношения. Мы никогда не делали никаких персональных экспозиций с работами этого художника. Но он, замечу, рубил не иконы, а массовую продукцию, которую изготавливают на Софринском комбинате (Московской патриархии - Авт.). Ведь важно, когда икона является предметом поклонения, приобретена верующим для этой цели. Кроме того, происходил тот инцидент не в ЦСИ, а на выставке в Манеже. В современной культуре контекст - где и зачем что-либо происходит - имеет решающее значение.

Беседовал Станислав Смирнов

Станислав Смирнов,
Нижегородская правда, 12 июля 2003 г., 12.07.2003 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English