Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Проекция

Враг в Кремле

В России появился первый Арсенал для искусства
Арсенал в Нижегородском кремле был построен в 1841 году. Его общая площадь около 4000 квадратных метров. На протяжении более чем полутора веков Арсенал принадлежал военным. До лета 2002 года там размещался картографический архив Минобороны. В марте 2003 года здание было передано Нижегородскому филиалу Государственного центра современного искусства, то есть Министерству культуры. Сегодня левое крыло строения и его центральная часть находятся в аварийном состоянии. В его правом крыле в июле открыта первая выставка современного искусства "Проекция". Ее участники - известные московские, питерские и нижегородские художники.

Столица на Волге

Столица - сладкое слово, которое греет душу провинциалов. Нижний Новгород давно лелеет надежду стать столицей. Хотя бы Поволжья. Но на политической сцене Казань весомей Нижнего. А в области экономики Самара легко может отобрать у Нижнего пальму первенства. Но есть одно, чего не отнять, - искусство.

Нижегородская архитектурная школа уже прославила город. Теперь у нижегородцев появился новый повод для гордости - Арсенал. Центр современного искусства.

Арсенал - это первый в России пример абсолютно западной по духу трансформации исторического здания в современное публичное пространство. Речь идет не о бесчисленных безвозмездных передачах общенародной собственности Церкви (что есть дело обычное). И не о создании очередного консервативного ретроградного "фонда по спасению культуры", который будет спасать от справедливого забвения пару старушек и десяток функционеров (что тоже дело обычное). Нет. В Нижнем создан совершенно новый центр, ориентированный на будущее и живущий проблемами настоящего.

Воображаемый противник

Экскурсия в Нижегородском кремле - самое милое дело. Гид, натренированный на прием теплоходов, привычно частит про Минина Кузьму, Грозного Ивана и оборону родины. На выставке "Проекция" Ольга Егорова (больше известная как Цапля) впервые предложила свое "Разведывательно-методическое занятие для туристов". Питерская перформансистка заново открыла кремль.

В любом крупном западном музее есть такая форма - аудиогид. Платишь деньги и получаешь советчика в своем наушнике. Ольга Егорова использовала звукозапись и карту кремля собственного сочинения, чтобы преподать урок начинающим разведчикам.

Главное в Арсенале - это мифология места. Кремль, исторический объект, военное прошлое... Явный милитаризм "обычных экскурсий" Ольга Егорова подчеркнула с помощью звуковых эффектов своей необычной прогулки. Лай собак, перестрелка, внезапное падение тел - и экскурсант нервно вздрагивает, оборачивается, смотрит по сторонам, но - чу! - это только звук, возникший в его наушниках. И так - раз за разом - человек, идущий по строго заданному маршруту, понимает обусловленность своего поведения тем, что нашептывает голос его "кукловода": "воображаемый противник" может прятаться везде. Ольга Егорова обнажила механизм промывания мозгов.

Бдительность - наше оружие. Так писали во времена борьбы с "низкопоклонством перед Западом". Сегодня ролевая модель "бдительности" опять востребована. "Прогулка по кремлю" с ее аудиоэффектами и рассказами о выдуманной угрозе приводит к тому, что слушатель в конце экскурсии начинает все происходящее вокруг воспринимать как часть тотального заговора. Девочки-археологи с лопатками в руках выглядят замаскированными шпионками, а чиновники, отправляющиеся на обеденный перерыв, - явными агентами Запада. Сталинская паранойя пугающим образом оживает в сознании слушателя.

Аудиоспектакль Ольги Егоровой стал лучшим проектом выставки. Потому что он продемонстрировал основную угрозу современной политической ситуации: работу сознания разведчика в ситуации, когда существует только "воображаемый противник". Этот проект показал разрушительную работу теории заговора. Когда врага нет - его создают из любого подручного материала.

Взрыв из подпола

В Арсенале нет пока ни белых стен, ни внутренних перегородок, ни современных повесочных систем. Для первой экспозиции в Арсенале московский архитектор Евгений Асс придумал ясное, изящное и дешевое решение. Белые экраны висели от пола до потолка. На них проецировали видеоработы современных художников. Совершенно новый фильм "Конвейер" Дмитрия Виленского, снятый на Горьковском автозаводе, и уже знаменитое видео "Поезд" Ольги Чернышевой, интерактивную инсталляцию "Пузыри" от Влада Ефимова и Аристарха Чернышева и подборку короткометражных работ группы "Синий суп". Для Нижнего это было внове: первое видеошоу в таком огромном пространстве.

Арсенал - сооружение, пока что не предназначенное для выставок. Оно похоже на огромный старый заброшенный склад, из которого только что вывезли имущество. Как оно, по сути, и есть - уезжая навсегда, военные старались забрать с собой все по принципу "после нас хоть потоп", снимали, например, старинные половые доски, грузили на грузовик и... Новым сотрудникам Арсенала удалось остановить расхищение. Но благодаря вскрытым полам в подвале нашли боевые гранаты и снаряды времен Второй мировой. Их сразу же вывезли и взорвали где-то далеко-далеко, но сама эта находка кажется символичной.

Мощное явление современного искусства в провинциальном городе похоже на взрыв. И реакция нижегородской "общественности" колеблется в зависимости от возраста и политических пристрастий между патриотической истерикой (осквернили! святые стены!) и детским восторгом (круто! во дают!). Очевидно, что спокойное отношение к современной культуре пока еще не вошло в хорошую привычку. Что внушает оптимизм: пока есть споры, есть и "драйв". Та энергия, которой не хватает многим раскрученным артцентрам мира.

Михаил Сидлин,
Независимая газета, 15 июля 2003 г., 06.07.2003 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English