Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Проекция

"Проекция" нового Арсенала. В Нижегородском кремле открылся филиал ГЦСИ

Актуальное искусство, триумфального шествия которого по родине авангарда в 90-е не случилось, оказалось своего рода социальным тестом на готовность нашего общества принимать иное, другое, непривычное: от необычных средств выражения до оригинальной картины мира. Выяснилось, что не очень готовы и толерантность - отнюдь не самая сильная наша черта. Но времена меняются, и, видимо, мы меняемся вместе с ними. И вот уже в башкирском селе Каргалы художник Наиль Бейбурин проводит третью часть перформанса "Золотая пайцза", а жители, возможно, не вполне отдавая себе отчет в усилиях автора по воссозданию единого евразийского пространства, с удовольствием участвуют в красочном действии. В Оренбурге художники устроили третью экспозицию несуществующего пока музея современного искусства в надежде приблизить открытие такового. Но самое громкое событие в этой области случилось в Нижнем Новгороде, а самое грустное может произойти в Екатеринбурге, где под угрозой закрытия оказался Уральский музей молодежи.

Когда в Венеции начали работу выставки грандиозной 50-й Международной биеннале современного искусства, в Нижнем Новгороде открылась "арсенале" - первая выставка в Арсенале Кремля, обозначившая возвращение полузабытого памятника в реальную жизнь. Жизнь трудную, но честную, полную неприятностей, тревог и радостей - прямо в соответствии с девизом Венецианской биеннале-2003: "Мечты и конфликты". Как и в Венеции, в Нижнем на выставке - народные любимцы Мизин и Шабуров - художники из Новосибирска и Екатеринбурга, ставшие знаменитыми благодаря своим роликам видео-арта и клоунским выходкам. Перформанс "Синих носов" заставил веселиться всю толпу, собравшуюся перед Нижегородским арсеналом на открытии.

Нижегородская выставка называется "Проекция", что обозначает и некоторое представление о ближайшем будущем здания как международного центра современного искусства, а буквально - жанр выставки, где в основном представлено видео.

Огромные экраны делят пространство Арсенала на неравнозначные части: "Поезд", "Триптих", "Пузыри", "Мокрая курица", "Конвейер", "SEX ART- 2". Кураторы выставки - профессор МАРХИ, вице-президент Союза московских архитекторов Евгений Асс и художественный руководитель нижегородского ГЦСИ Любовь Сапрыкина - работали над выставкой давно и, как скульпторы, отсекали от первоначальной идеи "лишние куски". Так поступать их вынудили обстоятельства: здание настолько обветшало, что "картины, корзины, картонки" принять в этих стенах пока невозможно. Видео - самый демократичный и передовой вид искусства, спокойно выносит неудобства. К тому же сейчас в Арсенале можно было открыть для зрителей как раз ту часть, которая по архитектурной концепции реконструкции предназначена под медиа-бар. Это десятая часть двухэтажного здания площадью 4 тысячи квадратных метров. Сравнительно небольшое пространство - чтобы спокойно посмотреть фильмы, некоторые зрители приходили уже после вернисажа.

Конечно, зрителям понравились эротические пародии "Синих носов" и интерактивная инсталляция Владислава Ефимова и Аристарха Чернышева. Но были среди публики и те, кто оценил визуальные эффекты черно-белого фильма Сергея Проворова и Галины Мызниковой - на экране из фольги, помещенном в оконный проем, как в раму.

В общем, выставка вполне вписывается в существующие на сегодняшний день пространственные возможности Арсенала.

А фасад здания укрыт другой проекцией - полотном московского художника Александра Константинова "Вид города N" - строительной армированной пленкой, на которую наклеен красный скотч. Это план города или вид из космоса, а по смыслу - картина инфракрасного излучения. В Арсенале нет бытового коммунального тепла, но здание уже согрето, и художник обращает на этот факт наше внимание.

Арсенал, как памятник федерального значения, весной этого года был передан военными Министерству культуры РФ. Но намного раньше этого события нижегородский филиал ГЦСИ выступил с инициативой создания в кремле центра искусств и подкрепил эту инициативу проведением авторитетных встреч, когда художники, архитекторы, искусствоведы из разных городов и стран прикидывали и решали, как можно поступить со старым зданием и что недопустимо делать вообще. Так, летом прошлого года была разработана архитектурная концепция, согласно которой предусмотрено восстановление и максимальное сохранение памятника в первозданном виде. Вплоть до того, что кусок кремлевской стены, на которую опирается Арсенал, по-прежнему останется в интерьере, а все выставочное оборудование, коммуникации будут размещены в специальных модулях, не соприкасающихся со старыми стенами. Воплощать эти идеи в жизнь придется архитектору Евгению Ассу, который сказал на пресс-конференции накануне открытия Арсенала, что через четыре года здесь будет международный центр.

Работа по восстановлению здания будет проходить одновременно с выставочной деятельностью. Деньги нужны немалые. По словам представителя Министерства культуры Российской Федерации Александра Заволокина, побывавшего на открытии "Проекции", "государство не сможет дать такую сумму, которая получается из расчета 4 тысячи метров умножить на 2 тысячи долларов. Потому будет оплачен только самый первый этап работ, связанный с составлением проектной документации. Дальше нужны спонсоры". Кстати, некоторые проекты Нижегородского филиала ГЦСИ поддерживает широко известный Фонд Форда. Руководитель программ Фонда Ирина Юрна также присутствовала на открытии Арсенала. Но вместе с тем Государственный центр современного искусства - федеральное учреждение культуры - без опеки не останется. "За ним стоит государство в лице Министерства культуры, которое с целью реализации культурной политики в стране создало сеть институций для организации активного международного культурного диалога, для того, чтобы вывести страну наконец-то на мировую художественную арену", - разъяснил Александр Сергеевич.

Конкретные цифры назвал журналистам Сергей Кириенко. Из федерального бюджета - к осени запланировано перечислить ГЦСИ около 7 миллионов рублей. Потом - еще 20…

Людям, не знакомым с тем, как развивается мировая художественная практика и каким приоритетам отдают предпочтение в современных городах, может показаться непонятным, почему такой лакомый кусок в Нижегородском кремле достался ГЦСИ. И почему современное искусство вообще пустили на территорию памятника. Видимо, к этому надо привыкнуть. Ведь никому не приходит в голову возмущаться тем, что на территории Венецианского арсенала показывают новейшие архитектуру и искусство, а не старинное оружие гордой Венецианской республики. И туристы со всего света подгадывают свои поездки к этим событиям.…

В январе этого года в Москве проходил международный симпозиум "Большой проект для России": по инициативе Министерства культуры РФ в стране предполагается создать международный художественный периодический форум, соразмерный по значимости с Венецианской биеннале, биеннале в Сан-Пауло или Кассельской "Документе". Нижний претендует не просто на случайный кусочек от столичного фестиваля. Открытие Арсенала в Нижегородском кремле позволяет надеяться, что большие культурные проекты выйдут за пределы Садового кольца.

Марина Игнатушко,
Культура, 17 - 23 июля 2003 г., 23.07.2003 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English