Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Проекция

Бой за Арсенал

Нижегородская общественность вдруг ополчилась на современное искусство
Проблемы нравственности и собственности неожиданным образом взбудоражили общественность Нижнего Новгорода. Внимание приковано к кремлю. В городе впервые для широкой публики было открыто здание кремлевского Арсенала, где нижегородский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) показал первую выставку "Проекции", о которой наша газета рассказала 8 июля. ГЦСИ недавно получил ключи от этого здания, долгие годы принадлежавшего Министерству обороны. В четверг в областной библиотеке недовольные современным искусством собрались для его публичного обсуждения.

По проекту ГЦСИ, снискавшего симпатии полпреда Сергея Кириенко, здесь будет создан Международный центр современного искусства. ГЦСИ готовился к передаче собственности основательно и заранее: проводил международные встречи по проблеме использования и реконструкции здания, издавал буклеты и, в частности, в мае рассказал о своей идее на ежегодной архитектурной выставке "АРХ Москва", получив диплом за лучшую экспозицию.

Вообще нижегородский филиал ГЦСИ - одно из самых активных российских культурных учреждений. Его руководители - Анна Гор и Любовь Сапрыкина - хорошо известны художникам и критикам столицы и страны. Они больше десяти лет занимаются активной выставочной политикой и умеют находить под нее деньги.

Пока в ГЦСИ разрабатывали планы художественно освоения Арсенала, общественность молчала, изредка предаваясь фантазиям на предмет организации там выставки оружия или областных достижений с элементами художественного салона.

Похоже, мало кто верил, что Арсенал - находящийся в аварийном состоянии, опирающийся с одной стороны на кремлевскую стену, лишенный инженерных коммуникаций, - можно сразу, не дожидаясь крупных вложений, открыть для зрителей.

И вот когда активность ГЦСИ получила одобрение в прессе, когда были озвучены реальные суммы, которые могут быть вложены в восстановление памятника архитектуры (в том числе Министерством культуры, обещавшим деньги именно под этот проект), волнение нижегородской общественности достигло высшей точки. Развернулась дискуссия, всплыли обращения, направленные мэру, губернатору и епископу. В качестве предлога фигурирует защита нравственности. "Этот государственный центр... активно демонстрирует свою деструктивную направленность", - считают подписанты. "Крик души" поддержала комиссия городской думы, даже не взявшая на себя труд разобраться, каким же образом Арсенал - памятник федерального значения - может быть отобран городской властью у федеральной. Депутаты не захотели понять, что искусство само по себе никого не оскорбляет, а лишь обращает внимание на проблемы общества.

Многие уважаемые люди не отдают себе отчета в происходящем. "Цепная реакция" поддерживается подтасовкой фактов, искажением информации. ГЦСИ пытаются столкнуть и с православной церковью, заявляя о святости кремлевской территории. Но по архивным данным, еще в XVII веке в соборе напротив Арсенала не было захоронений. Кремль называли крепостью. А на месте самого военного склада был ров и небольшое пастбище для коз. В этот ров сливали нечистоты.

Сторонним наблюдателям кажется странным, почему же нравственное чувство нижегородцев проявилось именно по проводу Арсенала? Ведь город без зазрения совести много лет смотрит на гибнущие памятники культуры, наглые проекты вытеснения исторической застройки новыми элитными кварталами... Что же заставило отдельных представителей союзов художников, писателей и архитекторов объединится со студентами-заочниками университета (а эти люди и подписывали обращения) против ГЦСИ?

По словам руководителя нижегородского ГЦСИ Анны Гор, все легко признаются в нелюбви к современному искусству, но скрывают любовь к недвижимости. Двухэтажное здание Арсенала - это 4 тысячи квадратных метров. Реальное имущество, которое многим хотелось бы обратить в свою пользу. Но как - об этом не задумываются. Не понимают, сколько требуется вложений, чтобы привести в порядок эту недвижимость. Простого восстановления недостаточно. Здание в центре города должно символизировать открытость Нижнего всему миру - как и задумал ГЦСИ.

Арина Пирожкова,
"Известия", 18 июля 2003 г., 18.07.2003 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English