Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Проекция

Миллион одних инсталляций

Те, кто привык просматривать нижегородские газеты в пятницу и выходные (к этим дням выходят еженедельники, появляются нижегородские странички в столичных изданиях), на прошлой неделе, наверное, были немало удивлены. Я насчитал, по крайней мере, шесть изданий - "Российская газета", "Известия", "МК" - Нижний Новгород", "Земля нижегородская", "Курс" и т. д., которые затронули тему передачи здания Арсенала в Нижегородском кремле нижегородскому же филиалу Государственного центра современного искусства. Как всегда в таких случаях, на искушенного и неискушенного большей частью читателя обрушилось столько информации, что довольно трудно представить себе настоящую картину произошедшего. Одни убеждают, что "сражения вокруг Арсенала не имеют никакого отношения к эстетической и даже морально-идеологической дискуссии … проблема владения недвижимостью, пусть и лежащей до сегодняшнего дня в руинах, - вот что, похоже, является двигателем всей этой истории" ("Курс"). Другие, напротив, подчеркивают сугубо эстетический момент возникшего конфликта - "Нижегородская общественность неожиданно ополчилась на современное искусство" ("Известия", не нижегородская вкладка в эту газету, а именно ее московский выпуск)… Думается, что события, накалившиеся вокруг здания Арсенала, и некоторые другие, которых мы сегодня коснемся, очень знаковые, определяющие нерв нашей культурной жизни. Поэтому дальнейшие комментарии не излишни. Поэтому мы решаемся еще раз бросить взгляд на Арсенал, про который наши журналисты, судя по заголовкам их материалов, пишут исключительно в батальном тоне: "Нижегородский Арсенал берут с боем", "Бой за Арсенал", "Битва за Арсенал" и т.д.

АРСЕНАЛ...

1. Устар. Завод, мастерская, изготовлявшие оружие и боеприпасы. 2. Склад оружия, боеприпасов и военного снаряжения. 3. Перен. О запасе, большом количестве чего-либо... ("Словарь современного русского литературного языка", r.1 M., "Русский язык", 1996).

ХРОНИКИ

В начале все таки о сюжетной канве событий. Спор, считает один из журналистов, возник между нижегородским филиалом Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) и всеми остальными. Очень остроумно. Особенно когда выясняется, что филиал ГЦСИ - это двое, его директор и художественный руководитель Анна Гор и Любовь Сапрыкина. А все остальные, на первый случай, 170 подписантов под обращением к нижегородскому губернатору Г. Ходыреву и нижегородскому владыке отцу Георгию.

Арсеналом когда то ведало военное министерство. Года четыре тому назад начали поговаривать, что хорошо бы его приспособить под выставочный комплекс. Среди настаивающих на последнем были заметны А. Гор и Л. Сапрыкина. Долго ли коротко, но мечты превращаются в реальность. Не без участия полномочного представителя президента Сергея Кириенко, Минобороны передает Арсенал в ведомство Министерства культуры, а оно одобряет пребывание в нем филиала ГЦСИ. Вот здесь-то после первой выставки центра современного искусства начинается нечто.

Об одном обращении мы уже говорили. Авторы второго - комиссия городской думы по соцзащите и культуре. Нехорошо наших депутатов превращать в каких то неграмотных монстров. Одна из газет пишет, что комиссия гордумы "даже не взяла на себя труд разобраться, каким же образом Арсенал, памятник федерального значения может быть отобран городской властью у федеральной". На счет памятника не знаю, но то что это теперь федеральная собственность, точно. А комиссия очень продуманно обратилась с письмом к С. Кириенко - кто еще может помочь решить вопрос с федеральной собственностью?

Чего же хотят авторы на званных обращений7

НА ЧТО ОПОЛЧИЛИСЬ?

Отнюдь не на современное искусство, как утверждает одна из газет. В Нижнем сейчас на трех экспозиционных площадках проходит зональная художественная выставка "Большая Волга". Что-то я не видел и не слышал, чтобы кто-то ополчился против этой акции, хотя это тоже, согласитесь, современное искусство.

На рок-концерте, состоявшемся в январе в Санкт-Петербурге, побывал диакон Андрей Кураев. Обращаясь к его участникам, он сказал "Русский рок в своих лучших песнях - это болевые уколы в совесть. Это борьба за право думать, за право быть одиноким, за право выпадать из толпы и из попсы". Рок тоже современное искусство. Меня лично, правда, мало задевающее, но это со всем не важно. Это искусство, потому что пропитано болью и обращено к человеческой боли Антон Павлович Чехов сказал когда то очень ясные слова: тот не художник, кто ни за что не отвечает, кто живет вне человеческой боли. Это позиция категорическая, и она на все времена. У этой позиции есть сторонники, есть противники.

Знакомясь, уже многие годы с выставочной деятельностью нижегородского филиала ГЦСИ, я понимаю, что интересы в искусстве А. Гор и Л. Сапрыкиной не совпадают с позициями ответственности художника. Их волнуют инсталляции, игра ума, юмор усталого мира, по выражению одного из писавших об Арсенале, еще что-то в этом роде. С выставок ГЦСИ всегда уходишь несолоно хлебавши, чувств никаких не изведав, а то и просто раздраженный от излишней агрессивности, мудрых закруток на психоанализ, вечного поползновения в какие-то порой даже циничные игры. Кое-что, конечно запомнилось, например, акция Е. Стрелкова "Улочки и уголки Нижнего" (кажется она так называлась), еще что-то. Но для многогодичной выставочной деятельности этого так мало.

Конечно, современное искусство в предпочтениях ГЦСИ, в предпочтениях А. Гор и Л. Сапрыкиной, будет жить и благополучно развиваться. Но вот почему эта версия современного искусства становится доминирующей и получает выставочное помещение в 4000 квадратных метров, это, знаете ли, еще вопрос.

В ОБРАЗЕ МОНСТРОВ

Тех, кто обратился к губернатору, и депутатов, отписавших С. Кириенко, наша пресса спешит представить как эдаких монстров позапрошлого века, абсолютно глухих к современному искусству, ставящих палки в колеса мировой художественной практике. Вот этого бы делать не надо, совсем.

Во-первых, версия современного искусства в предпочтениях А. Гор и Л Сапрыкиной, как мы уже заметили, не единственная. Во-вторых, и с этим трудно спорить, выставочные экспозиции в самом сердце города должны еще обладать целым рядом качеств. Современное искусство в движении - в нем много случайного, экстравагантного, того, что на грани фола. Кремлевская экспозиция - это место для чего-то уже устоявшегося, прошедшего проверку временем. Кремлевская выставка - это акт педагогический, воспитательный, ибо кремль, хочешь не хочешь, место семейного отдыха и туристический олимп Нижнего. Мне бы, как очевидно, и подписавшим письма обращения, хотелось что бы воспитательный и патриотический аспект любой кремлевской экспозиции был всегда очевиден. Все остальное не изгоняется. Просто 4000 квадратных метров для одной версии современного искусства многовато. Просто мы и так уже почти поголовно не помним своего родства.

Не так давно сначала НТА, а потом различные СМИ распространили информацию, что некая инициативная группа нижегородцев, какой-то нижегородский комитет космонавтики, вознамерилась поставить в Нижнем памятник Юрию Гагарину. Разумеется, ничего плохого в этом нет, хотя я, например, всегда беспокоюсь, почему в городе нет памятника блистательному конструктору кораблей на подводных крыльях Р. Алексееву. Список славных имен, достойных прославления, можно продолжить. В редакцию с аналогичными вопросами начали звонить читатели Я попробовал что-то выяснить, и оказалось: на космос в былые советские времена работало несколько предприятий города. Я, честно, и не подозревал, что так много. Факт космической деятельности инициаторы установления памятника Ю. А. Гагарину хотят отметить: особо на нем будут перечислены два десятка названии горьковских предприятии, обеспечивавших космическую программу СССР.

Но ведь это совсем другое дело: хотя бы памятником напомнить о вкладе горьковчан в освоение космоса.


Если честно, я подобно депутатам из гордумы, предложившим организовать в Арсенале музейный центр культуры, науки, техники, хотел бы видеть там какую нибудь такую экспозицию "Вклад горьковчан, нижегородцев в цивилизацию XX века". Можно показать технику, народное искусство, людей, взрастивших различные идеи. Да мало ли, что еще. "Здание в центре города должно символизировать открытость. Нижнего всему миру - как и задумал ГЦСИ", пишут "Известия". Правильно. Наша космическая техника, автомобили, корабли, наконец, наше оружие - это только свяжет нас с миром, с мировой цивилизацией, это только больше научит нас любить свой дом, свою реку, свой Нижний. В конце концов и инсталляциям, которые так обожают в ГЦСИ, найдется место на 4000 квадратных метров. Нелюбви к современному искусству, по моему, у нижегородской общественности нет, есть нелюбовь к навязыванию одной и очень узкой концепции этого самого со временного искусства.

ПОТОМУ, ЧТО ДОЛГО ЗАПРЯГАЕМ

А. Гор и Л. Сапрыкина знают свое дело. Это бесспорно. Но еще больше и лучше они знают психологию современного чиновника. Здесь им равных среди нижегородских организаторов культуры нет.

Не успело что-то родиться с филиалом ГЦСИ в Арсенале, как тут же это согласовалось с пресловутой столичностью Нижнего Новгорода. Семь с лишним веков город развивался как провинциальный культурный центр России. В лингвистическом университете, помнится, года три назад прошла научная конференция, рассматривавшая этот феномен. Быть провинцией с крепкими художественными традициями нисколько не зазорно, не хуже, чем слыть третьесортной столицей. Хотя такой тактической уловке С. Кириенко - поднять власти, финансовые и гражданские силы, чтобы в борьбе за столичность сделать Нижний современнее, красивее, благоустроеннее, - надо отдать должное. Это хорошая идея. Но мы то ведь доводим ее до крайностей.

Все дело - соус как подать. И А. Гор с Л. Сапрыкиной знают, как подавать свои идеи. Отдадим им должное. Последние годы они усиленно и напряженно готовились занять Арсенал, в то время как разобщенные подписанты нынешних обращений ловили ворон и запрягали, запрягали… В результате у ГЦСИ есть проекты, есть наработанные концепции, есть пиар. Уже какой-то чиновник Минкульта категорично заявляет о ГЦСИ "За ним стоит государство в лице Министерства культуры" (А кто стоит за наивными подписантами, возмечтавшими о высокой воспитательной роли искусства?) Уже речь идет о спонсорах, и говорят, что нижегородский филиал ГЦСИ широко поддерживает Фонд Форда…

Маленькая деталь. Две выставки современного искусства работали параллельно "Большая Волга" и "Проекция" - проект ГЦСИ в Арсенале. И та, и другая организованы при главенствующем участии государства. Но вход на "Большую Волгу" платный, а на "Проекцию" бесплатный. Последнюю посетило более 2 тысяч зрителей. Понятно, что бесплатным бывает только сыр известно где. Но кто же все-таки побеспокоился о двух тысячах посетителей Арсенала? Кто? Неужели Министерство куль туры? Тогда не понятны его приоритеты.

Другая деталь. Хорошей серьезной, вдумчивой, систематической рекламы "Большая Волга" так и не увидела. А механизм сегодняшнего общения с искусством до примитива прост: нет рекламы выставки, нет на ней посетителей. Сюжеты же об обустройстве в Арсенале филиала ГЦСИ появлялись на нашем ТВ как по мановению волшебной палочки. Может быть, конечно, случайность. Или все те же организаторские способности лидеров филиала ГЦСИ. Или бескорыстная любовь спонсоров.

А наши подписанты все запрягают. И письма пишут, как в старые советские времена. Полноте, господа. Дело надо делать. Вы напоминаете старых, милых персонажей "Вишневого сада". Уже топоры застучали, а вы все в поисках старой ярославской тетки, которая даст деньги на выкуп Арсенала. С такими менеджерами, как А Гор и Л Сапрыкина, надо разговаривать только на их языке, больше ни на каком другом. Кто отвлечется от своих различных обязанностей месяца на четыре и подготовит научную концепцию об использовании площадей Арсенала? Кто добьется, чтобы в Министерстве культуры заслушали идею альтернативной концепции использования Арсенала? Кто займется пиаром и найдет на это деньги, доказывающим что идея Гор - Сапрыкиной не единственная для будущего Арсенала?

Боюсь, что людей таких в нынешнем Нижнем Новгороде нет. И долго нам еще придется ходить в Арсенал, надувать на экране каких то человечков и торжествовать, когда они будут скрываться в поднебесье. Психоанализ, однако. А еще инсталляция. Сто тысяч одних инсталляций. И больше ничего. Пустота. Не только дальше, но и сейчас, здесь, в Арсенале.

Александр Асеевский,
Нижегородские новости, 23 июля 2003 г., 23.07.2003 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English