Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
Проекция

Новые времена - новые песни

Анна Гор: "Новые времена - новые песни"
Про Арсенал продолжают писать. Оппонентам Нижегородского Государственного Центра современного искусства по-прежнему не дает покоя мысль о том, что, цитирую, "4000 квадратных метров для (…) современного искусства многовато". И они предлагают свои варианты использования арсенальных площадей. Следует заметить, что эти варианты публично озвучиваются лишь сегодня, когда ГЦСИ проделал колоссальную работу по созданию концепции будущего общественно-культурного центра и нашел спонсоров, готовых вложить средства в реставрацию здания. Как-то не очень красиво получается - с морально-нравственной точки зрения, на которую напирают ратующие за непорочность Нижегородского кремля…

Впрочем, директор ГЦСИ Анна ГОР категорически отказывалась как-либо комментировать выпады "нижегородской общественности", справедливо полагая, что оправдываться Центру не в чем. "Плохое художественное ремесло, выдаваемое за искусство, мои чувства тоже задевает, - говорит она, - но я ведь не пишу об этом писем. Эта сфера жизни меня просто не касается. Ни профессионально, ни, тем более, по-человечески". Посему наша беседа состоялась хоть и по следам выступлений противников присутствия современного искусства на территории кремля, но, так сказать, по существу вопроса.

- Начнем с того, что широкая публика, как правило, не очень хорошо понимает, что такое современное искусство. Для нее это все, что проходит по категории "здесь и сейчас". Давайте договоримся о терминах. Что вкладывают в понятие "современное искусство" специалисты?

- В международной практике есть два разных понятия: moden art и contemparary art. Первое обозначает искусство, происходящее в данный момент или происходившее некоторое (недалекое) время тому назад. Второй термин подразумевает искусство, прокладывающее некие новые пути и закладывающее новые способы коммуникации. В буквальном переводе оно звучит как "современное", все вроде бы правильно. Но в русском языке скорее устоялось понятие "актуальное".

В искусстве может происходить много всего. Однако когда Италия родила ренессанс, в других странах ничего подобного не было. Германия дошла до этого только через 50 лет, а, допустим, Чехия и Польша вообще через 150. То есть в искусстве всегда происходит нечто, что потом догоняется и входит в историю как эпохальное течение. Но на какой-то период как раз и попадает под определение "актуальное".

ГЦСИ занимаемся тем современным искусством, которое актуально. У нашего учреждения определенная стратегия и определенная специфика. Актуальное искусство - это не искусство последних месяцев или лет. Это искусство последних десятилетий. Его язык, новые виды и жанры существуют в мире достаточно давно и известны людям в развитых странах. Задача ГЦСИ - распространение информации и знаний о таком искусстве. А задача институций, которые занимаются искусством, связанным с традиционными технологиями: графикой, скульптурой, живописью и так далее - распространение информации и знаний о традиционном искусстве.

Кстати, актуальное искусство в Нижнем ведь не только мы показываем. Например, в конце прошлого года в художественном музее была очень серьезная и интересная выставка "Искусство в актуальных контекстах".

- К слову, тоже на территории кремля и даже рядом с Арсеналом.

- И тогда никто о святости кремлевской территории почему-то не говорил… Нет, я все-таки считаю, что шумиха вокруг Арсенала - не предмет для обсуждения. Мы делаем свое дело и будем его делать. Если оно кому-то не нравится, он вправе высказаться. В том числе и публично. Но только на оскорбления не надо сбиваться.

- Анна Марковна, ну а как насчет того, что все 4000 квадратных метров будут заполнены инсталляциями?

- Что значит 4000 квадратных метров? Наша концепция достаточно хорошо известно. Речь идет об общественном культурном центре. Там будут, конечно, большие выставочные площади. Но там будут и кинозалы, и залы для конференций, и интернет-кафе, и библиотека. Самым близким из известных аналогов является Центр Жоржа Помпиду в Париже. Но, вообще говоря, так живет, весь мир. Подобные центры есть во всех крупных городах, достаточно немножечко поинтересоваться вопросом, быть неленивым и любопытным, чтобы понять, что все это в порядке вещей.

- Намерены ли вы пускать на территорию Арсенала "чужие" выставки?

- Конечно. С большим удовольствием и с дорогой душой. Мы совершенно не претендуем на жесткий эксклюзив. Да нам и не по силам будет все 12 месяцев в году что-то делать!.. Краеведение и исторические изыскания нас интересуют точно так же, как и актуальное пространство. Ведь не в предмете различие, а в его интерпретации. Современная интерпретация истории, новые достижения науки, по-новому осмысленная художественная или гуманитарная ситуация - почему нет?..

- Ваши оппоненты озабочены проблемой молодого поколения и воспитательным процессом. Мне же, напротив, представляется очень важным, что молодежь придет на выставки в Арсенал и научится понимать язык нового искусства.

- Дело в том, что молодежь понимает этот язык. Она смотрит телевидение, она смотри клипы, она знает новую музыку. Думать, что рок социален, а актуальное искусство не социально, может только тот, кто никогда не задавался целью изучить это искусство или хотя бы посмотреть на него так, как он слушает рок. Актуальное искусство посвящено все тем же вечным темам - проблемам добра и зла, любви и смерти, хорошего и плохого - просто у него свой язык. Что естественно. Точно так же, как был один язык у средневекового искусства, другой язык у ренессанса, а в эпоху классицизма появился какой-то третий способ отражения времени. Новые времена - новые песни. Не понимать этого, значит, не иметь исторического чувства.

Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить всех, кто сказал добрые слова в адрес ГЦСИ. В том числе и оппонентов, которые придерживаются другого взгляда на искусство. Наши деловые способности отметили многие, и это безумно приятно. Это свидетельствует о том, что наши усилия заметны. Меня греет простая мысль о том, что работа ГЦСИ эффективна, мы направляем свои усилия в эффективную сферу деятельности. Можно сколько угодно рекламировать неинтересную публике выставку, оклеить афишами весь город, но это не значит, что от столь мощного пиара данная выставка станет интересной. И, наверное, стоит задуматься: а почему молодежь интересуется современностью? Потому, что она живет в этом времени. Потому, что не хочет замыкаться. Потому, что каждый, кто имеет чувство истории, понимает, что происходящее в актуальном искусстве сегодня, завтра станет традицией. Если консервировать только вчерашнюю традицию, новое никогда не наступит. И старое умрет тоже.

У меня складывается такое ощущение, что некоторым людям нравится быть провинцией. Потому что провинция - это нечто чистое и праведное. Но на самом деле, думаю, здесь скрывается совсем другое, а именно боязнь множественного выбора. В провинции выбор сужен, и в этих условиях можно тратить на него меньше усилий. Меньше чувствовать свободу, да, но и нести меньшую ответственность. Наличие большого выбора предполагает необходимость так или иначе ограничить себя: понять, что тебе позволено, что тебя интересует, что адресовано именно тебе. А это очень большие душевные усилия. Если нет выбора, жить легко и просто. Но если он есть, жить интереснее.

Есть только одно сожаление: люди, ополчившиеся на современное искусство, невольно подставили наш вполне не провинциальный город, создав ему вовне репутацию консервативного центра. Это не так, и мы с вами это знаем. Согласитесь, что у нас достаточно модернистски настроенный, продвинутый, современный, сильный и благополучный город.

Беседовала Вера Звездова

Вера Звездова,
Нижегородские новости, 01.07.2003 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English