Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
С. Денисов и В. Eфимов. Препараты и пособия

Миражи, или сколько весит килограмм кузнечиков?

Нормальный человек, желая духовно и эстетически обогатиться, идет в музей, в театр, в картинную галерею. Ему как–то в голову не придет (ели, конечно, он не принял два стакана без закуски) направиться, к примеру, в литейный цех или морг. А именно подобной эстетической ориентации экспозиция открылась в многострадальном Арсенале.
Выставка под почти медицинским названием «Препараты и пособия» - этакий микст физической и биологической лабораторий. Только что белых халатов с бахилами не выдают при входе два художника-механика Сергей Денисов и Влад Ефимов.
Первый совместный зал не то чтобы шокирует, но вызывает физическое отторжение. Это как иллюстрация к строчкам из истории болезни Чикатило - типа «мальчик был смирный, не хулиганистый, но очень любил отрывать крылья мухам». А здесь именно крылья - отдельно, головы... в другой баночке. И так - целая шеренга.
Слегка справившись с тошнотой, можно попасть в следующий зал книжных иллюстраций. Рубрика «Естественные истории» отображает на монументальных полотнах больные фантазии Пелевина из его "Жизни насекомых", а всяческие мензурки, лейденские банки, маятники Фуко и электростатические машины под сухую диктовку из учебника – «Занимательную физику» Перельмана.
Есть еще ефимовские "Простые вещи". Они представляют из себя наборы случайных предметов – игрушки, фены, тарелки, черепа, пуговицы и проч., крутящиеся в жанре видеоарта. Просто от фонаря. Вряд ли волшебного. Авторам, наверное, показалось, что они что-то открыли, шагнули в неизведанное. Отнюдь. Вспомнился пионер столетней давности из энциклопедии отечественного идиотизма по фамилии Феофан Мухин - да-да, тот самый ильфо–петровский новатор, который ваял «портреты из проса, пшеницы и мака, смелые наброски кукурузой и ядрицей, пейзажи из риса и натюрморты из пшена. Но в глубине души он оставался верен овсу». Самое смешное, что и он был не одинок. На соседней странице Бендер приводит в пример знаменитую картину «Дед Пахом и трактор в ночном», сделанную из волос беспартийных. А потом вообще посоветовал перейти на болты и гайки. Про чешуйчатокрылых вот забыл.
Подобная антиэстетика и халтура являются лишь отражением ущербной этики на переломном этапе развития общества. Лимонов очень смешно сказал про нас, что, мол, человечество вступает в пищеварительную стадию своего развития. Увы, увы, обыватель становится заказчиком музыки на похоронах истинного искусства.
Обыватель не нуждается в нравственных ориентирах, которые с детства закладывает религиозное воспитание и гуманитарная традиция. Ему не нужны месседжи, ему нужна колбаса. Его храмы - ночные клубы, фэ-шен-дефиле и Голливуд.
Да, Дюрер, Гойя, Босх и Дали не рисовали букетики в хрустале и коровок на лужайке, но вряд ли кто сможет их упрекнуть в отсутствии философской и метафизической наполненности произведений. Тот же Дали при всей его экстравагантности все равно более художник-демиург, чем инсталлятор. Инсталляция, хотим мы того или не хотим, вторична, это акт метафоры, а не творчества. Это всегда интерпретация как идеология и адаптация как метод.
При всем при том сотворение инсталляции - дело тонкое и обоюдоострое. Надо уметь четко держаться фарватера и различать, где буи, обозначающие глубину, а где миражи, ведущие на рифы и мели.

Серж Плотицын,
СВ, № 30, 05.07.2006 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English