Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
О&A Флоренские. Русский трофей

Стой! Стрелять не будут

Презабавная выставка открылась в кремлевском Арсенале. Называется она «Русский трофей», ее авторы - Ольга и Александр Флоренские, известные также как главные участники знаменитой в 80-х годах группы питерских художников с задорным названием «митьки». Впрочем, как рассказал нам Александр Флоренский, сейчас «Флоренские» - совершенно отдельный и самостоятельный, к «митькам» нисколько не привязанный художественный бренд.

Генеральный вопрос, который требует немедленного ответа, - а почему, собственно, выставка «презабавная"? Разумеется, определение выбрано мной вполне сознательно. У слова "забавный», как известно, два главных смысла: «развлекательный» и «занимательный». Поскольку оба смысла подходят к впечатлению от «Трофея» в высокой степени, я и выбрала характеристику «презабавная».
Фишка заключается в том, что на первый взгляд выставка похожа на некий «среднестатистический» военный музей со «среднестатистическими» военно-музейными экспонатами: разнообразным оружием - например, пушками и ружьями. С образцами военной техники и военных машин: скажем, с макетами подводных лодок, самолетов и т. п. С картинами, на которых изображены сражения, с образцами знамен - «наших» и «вражеских». С разными типами обмундирования. Даже с уменьшенной копией триумфальной арки...
Но как только ощущение «первого взгляда» проходит, становится ясно, что никакой это не среднестатистический музей, а что-то совсем другое. И сразу вслед за этим открытием приходит новое: «Ба, -вдруг понимаешь ты, - да мне морочат голову! И как симпатично, как обаятельно морочат!»
Так и есть. Потому что все экспонаты выставки - то есть все «военные трофеи» - придуманы и сделаны Александром и Ольгой Флоренскими. Да как сделаны! Умно, иронично, со знанием дела - разумеется, и военного тоже, - с целой гаммой смыслов в каждой демонстрируемой вещи (один только «Пулемет с седлом» чего стоит! Вы только вдумайтесь: пулемет с седлом!).
По технике исполнения входящие в «Русский трофей» экспонаты абсолютно разные. «Субмарина крупных размеров», «Минный тральщик», "Военный вертолет» и тому подобное - это скульптура. «Русские военные картины» - серия из восьми написанных на холсте маслом картин. «Флаги основных неприятельских стран» и «Флаги основных неприятельских войск» -шелкография. «Аэрофотографии» - это, понятно, фотографии. А пять «Трофейных фильмов», в которых сочетаются архивная кинохроника, игровые эпизоды и анимация - естественно, как все правильно догадались, кино.
В современном искусствознании то, что показывают сейчас в Нижнем Флоренские, называется немного пугающе, но, в общем, вполне понятно: «фиктивное архивирование и музеефицирование». Идея подобных «фиктивно-исторических музейных коллекций» принадлежит французу Марселю Дюшану и родилась еще в начало XX века. На отечественной ниве ее разработкой прославились Илья Кабаков, Елена Елагина, Игорь Макаревич (они придумывали свои «фиктивные экспонаты» в 1980-х -1990-х годах), а также главные герои демонстрируемого в Арсенале «Русского трофея» Ольга и Александр Флоренские.

Вера Романова,
Город и горожане, 28.06.2006 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English