Новости История Проекты Реконструкцяи Издания На главную страницу Switch to English version
О&A Флоренские. Русский трофей

Как бы музей, как бы войны. Легким движением ноги ракета отправляется… отправляется…

С 27 июня нижегородский Арсенал (Кремль, строение 6) используется по назначению. Там в большом количестве находится оружие. Это – выставка «Русский трофей» Ольги и Александра Флоренских, участников художественной группы «Митьки».

В большой экспозиции представлены все необходимые для порядочной войны вещи: флаги, гербы и батальные картины (в жанре то ли житий, то ли комиксов), торпеды и бомбы, военная техника и огнестрельное оружие в широком ассортименте, а также лаконичная черно-белая кинохроника. Все, как и обещано в названии выставки, посвящено войне. Или, быть точными, миру.

Уже не в первый раз Флоренские показывают свое удивительное умение создавать из бытового хлама замечательно веселые штуки. Причем, в типично «митьковских» традициях, простой народ принимал самое активное участие в создании экспозиции. Художники скупали у населения вдохновившие их «запчасти», что, конечно же, хорошо, иначе быть бы этим «военным» запчастям не в музее, но на свалке, а ведь между тем, скажем, бачок от самогонного аппарата или прохудившаяся шайка еще вполне могут послужить делу мира и искусства. Эффектная "Субмарина" сделана из старого цинкового ведра, водопроводной трубы и стиральной доски, не менее эффектный "Военный вертолет" снабжен винтом из четырех байдарочных весел и поставлен на вертлявые шасси (днище от сумки на колесиках); исходным конструктивным материалом для загадочного "Перископа" послужила труба "буржуйки", невесть зачем украшенная сигнальным свистком, а триумфальная колонна зиждится на постаменте, когда-то служившим молочным бидоном. Есть «Триумфальная арка» из, кажется, фрагментов комода и большая ракета, сконструированная из оцинкованных тазиков с ведерками, и прочее и прочее.

Словно утрируя торжественную «ненастоящесть» провинциальной музейности, «трофейная» экспозиция сильно смахивает на большую игровую площадку. Это по достоинству оценили малолетние посетители «Русского трофея», с упоением «запускавшие» упомянутую выше ракету и накручивавшие вертолетный винт, а затем тащившие родителей в «темный зал» Арсенала, где безостановочно показывали кино в жанре пародийной кинохроники.

Музеефицирование порой так легко переходит в мумифицирование истории! Это с удовольствием обыгрывает чета Флоренских. Вся «коллекция» овеяна духом наивной дотошности этнокраеведческого нагромождения (примерно как порой в провинциальных музеях чучела лосей соседствуют с живописью маслом и старинными плугами).

С другой стороны, войну так хочется свести к абсурдной игре! Буквально в соответствии с детским стишком, «Мы пушки сохраним, чтоб дать салют, стволы их станут трубами органа». Что практикуется в ста метрах от Арсенала (танки и зенитные пушки стали детским аттракционом). Впрочем, здесь наоборот: не военные предметы используются в мирных целях, но мирные предметы словно тщатся «дорасти» до военного статуса... конечно, не дотягивают до внушающего уважение и ужас величия, и потому вызывают лишь смех. Как Чарли Чаплин в «Великом диктаторе».

Мария Федотова,
Нижегородские новости, 30.06.2006 г.


« назад к списку публикаций

о выставке

художники

экспозиция

пресса




Афиша
  © НФ ГЦСИ, 2024 Новости История Проекты Реконструкция Издания На главную страницу English