|
|
|
|
|
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Ася Ильина
Место публикации: Собственник: журнал о людях и домах Дата публикации: 05/02/2008
1 февраля в Нижнем Новгороде прошла торжественная церемония оглашения нового Рейтинга архитектуры 2006–2007 годов, завершившаяся поеданием главного «виновника торжества» – огромного 40-килограммового торта в виде здания-победителя. На этот раз нижегородским кондитерам не пришлось мучиться с неправдоподобно большими консолями и округлыми очертаниями балконов.
Лучшей городской новостройкой признан административно-офисный комплекс в Холодном переулке, спроектированный бюро «Арко» – Юрием Болговым и Александром Гребенниковым. Cтрогие и лаконичные очертания комплекса можно считать предвестником нового витка развития нижегородской архитектуры.
С середины 1990-х годов Нижний Новгород заслуженно считается архитектурной Меккой России: в волжском городе развивается уникальная, совершенно самостоятельная архитектурная школа, ушедшая одинаково далеко и от манерного постмодернизма, и от подражательства историческим стилям. Целый ряд нижегородских построек прославились не только на всем постсоветском пространстве, но и за рубежом, с успехом были представлены на международных архитектурных выставках. Десять лет назад самим нижегородцам пришла в голову мысль внимательно отслеживать процесс появления в городе новых архитектурных шедевров, выделять и поощрять лучшие. Так возник Рейтинг архитектуры, который раз в два года награждает архитектурное сообщество Нижнего Новгорода возможностью попробовать на вкус самую удачную новостройку.
В этом году в длинный список Рейтинга вошли 30 объектов, построенных в 2006–2007 годах или спроектированных в этот период и сейчас находящихся на стадии реализации. «Шорт-лист» же, по традиции, составили всего 10 объектов (хотя в позапрошлом году качественных построек было 11, и жюри так и не смогло решить, какое здание отсеять) – очень разных, но одинаково интересных. Пожалуй, лишь одно объединяет номинантов: если раньше современная архитектура бывшего Горького ассоциировалась с ярко выраженной пластикой фасадов и активным использованием цвета, то теперь нижегородские проектировщики отдают предпочтение лаконизму и строгости, вниманию к детали и нюансной прорисовке фасадов. Лишь в здании Пенсионного фонда, прозванного архитекторами «Одуванчиком», можно увидеть ярко-желтые фасады, издалека бросающиеся в глаза.
Прежняя пластичность форм и нарочитая округлость главного фасада, в свою очередь, присуща лишь жилому дому на пересечении улиц Белинского и Студеной, прозванному «Ковбоем». Кстати, это еще одна славная особенность нижегородской архитектурной школы: каждой новой постройке присваиваются имена собственные, зачастую шутливые, но очень точно передающие суть художественного замысла.
Фаворитами жюри, в которое вошли архитекторы и критики не только из Нижнего Новгорода, но и из Москвы, сразу стали три объекта: база отдыха «Чайка», административно-офисный центр «Призма» и комплекс в Холодном переулке, получивший от своих создателей имя «Денди Хамелеон».
«Чайка» стилистически очень напоминает респектабельные европейские яхт-клубы: слишком уж просто и одновременно благородно смотрится сочетание натурального камня, светлых оштукатуренных поверхностей и темного дерева. Планировочное решение комплекса обусловлено четким зонированием блоков (гостиница, конференц-центр, спорткомплекс) по назначению, их доступностью, а также максимальной возможностью перемещения внутри здания. При проектировании основных общественных пространств архитекторы стремились обеспечить максимальную визуальную связь интерьера с окружающим пейзажем, и именно этим объясняются столь внушительные площади остекления фасадов.
Административно-офисный центр «Призма» когда-то был обычной столовой, объем которой архитекторы оставили нарочито брутальным (правда, оконные проемы стали уже, а фасад облицован керамогранитом) и надстроили его двухэтажным стеклянным завершением. Прозрачный объем намеренно сделан больше исторического и визуально воспринимается как эдакая «шапка» или эффектная модернистская скульптура, установленная на массивный подиум.
Что же касается победителя Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006–2007 годов, то комплекс «Денди Хамелеон» – это довольно внушительный пятиэтажный объем, установленный на остекленное основание. Со стороны кажется, что серая громадина с неравномерным ритмом окон буквально висит в воздухе, тем более что зажатый со всех сторон другими постройками, этот дом возникает перед пешеходами неожиданно, различными своими частями вторгаясь в городскую среду. Впрочем, не стоит думать, что вторжение это носит агрессивный характер. Наоборот, авторы здания сделали все возможное для того, чтобы сгладить приход нового объекта в исторический центр Нижнего Новгорода. В частности, в качестве облицовки фасадов были выбраны композитные панели Alucobond spectra colours с эффектом «хамелеон», которые визуально скрадывают габариты объекта и придают объему какую-то акварельную легкость, так что цвет здания зависит от прихотей погоды.
Материалы по теме
* Архитектурная Мекка России
* Стоит ли инвестировать в Нижний Новгород?
* Любят ли нас архитекторы?
* Архитектурные удачи – 2007
* Где в России жилье доступнее?
Впрочем, в истории создания «Денди Хамелеона» самое удивительное даже не то, как он теперь воспринимается в городском пространстве, а, собственно, сама история его создания. Спроектирован и построен этот комплекс был почти случайно, поскольку изначально заказчик собирался приспособить под офисный центр… бывший детский сад. Но довоенная постройка с ее бутовыми фундаментами и деревянными перекрытиями оказалась слишком капризна, и тогда девелопер принял решение о строительстве нового здания, которому теперь суждено стать еще и городской достопримечательностью.
« назад к списку публикаций
|
|