|
|
|
|
|
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Айвар ВАЛЕЕВ
Место публикации: Челябинский рабочий Дата публикации: 13/04/2006
Каждый большой город, хотя бы исподволь, стремится быть столицей. Пусть не столицей страны _ какого-то отдельного региона, отрасли или чего-либо еще. Нижний Новгород сегодня называют столицей российской архитектуры. Не все, в первую очередь москвичи, с этим согласны, однако такое мнение если не прижилось окончательно, то, по крайней мере, оспаривается нечасто. За последние 15-20 лет в Нижнем появилась добрая сотня интересных и даже выдающихся зданий. Дважды местным архитекторам присуждалась Государственная премия России. В Нижнем систематически проводится так называемый «Рейтинг архитектуры», по итогам которого выбирается самое лучшее здание, появившееся в последнее время. К церемонии подведения итогов шестого рейтинга был приурочен семинар «Архитектура как событие», проведенный в Нижнем Новгороде газетой «Культура» при поддержке Фонда Форда.
Сакральный торт
Местный Дом архитектора находится в двух шагах от Кремля на Верхневолжской набережной. Отсюда открывается панорама великой реки. Такой ее, наверное, видели Кузьма Минин, Максим Горький, Валерий Чкалов, Евгений Евстигнеев, Андрей Сахаров и другие знаменитые люди, которых нижегородцы так или иначе считают своими. В один из дней в конце зимы, раньше ежегодно, а теперь раз в два года, Дом архитекторов становится местом главной светской тусовки города. Чуть припоздал, и в зал попасть физически невозможно. Люди толпятся у входа, вытягивая шеи и переспрашивая друг друга. Действительно интрига: кто же на этот раз автор лучшего нижегородского здания? Благодаря многоступенчатой процедуре рейтинга _ сначала демократичное выдвижение претендентов, потом определение шорт-листа и, наконец, победителей с помощью авторитетных экспертов _ рейтинг весьма уважаем в профессиональном сообществе. И не только в нем: архитектура в Нижнем _ это перманентное общественное событие.
Сама церемония вручения призов напоминает церемонию «Оскара» с парадом длинноногих барабанщиц, словами благодарности со сцены, непридуманным трепетом и закулисными страстями. Апогей праздника _ вынос торта, сделанного в виде здания-победителя. В этом году жюри определило две номинации: жилое и административное здание. И их авторы, облачившись в фартуки и вооружившись ножом, угощали всех присутствующих фрагментами своих творений. Не тело Христово, конечно, но что-то сакральное в этом жесте есть. Автор идеи рейтинга нижегородский архитектурный критик и энтузиаст Марина Игнатушко объясняет ассоциативную связь не хуже идеолога тайной секты: «Торт как символ единения _ лучшая постройка _ волжский хлеб _ первооснова города»…
Челябинск, несмотря на известные конфликты последнего года, имеет хорошие строительные амбиции. Более того, у нас, в отличие от Нижнего Новгорода, нет столь плотной исторической застройки, что дает большую степень свободы. Однако безусловных архитектурных достижений _ раз-два и обчелся. Из последних это, пожалуй, бизнес-центр «Аркаим-плаза», пристрой к Камерному театру, торговый комплекс «Синегорье», в какой-то степени офисный центр «Мизар». А в шорт-лист последнего нижегородского рейтинга после тщательного отбора попало 31(!) здание, построенное в 2004 _ 2005 годах.
Жить в «Жирафе»
Интересно, что архитекторы в один голос говорят, что их цель _ не эпатаж. Каждый из них учитывает существующий контекст. В Нижнем этим заниматься интересно. Город холмист и изрезан оврагами. В исторической части доминирует низкоэтажная застройка. То тут, то там громоздятся мрачные сталинские дома-исполины. Ну и плюс _ ползучая архитектурная контрреволюция советской панельной серости.
Поэтому все номинанты, попавшие в шорт-лист, выполняли какую-то важную градостроительную функцию. К примеру, административно-жилой комплекс «Цепеллин» стал доминирующим элементом площади на пересечении улиц. Общее пространство теперь получило логическую законченность. Плоскость жилого здания и торговый комплекс, встречаясь на углу, «вздуваются» округлой стеклянной башней офисной части…
15-этажный жилой дом «Провиантская башня» стал важным градостроительным акцентом в завершении одной из центральных улиц города, как бы соединив и три городские площади, откуда можно видеть «Провиантскую башню» как некий ориентир…
Или вот совсем другая история _ жилой дом эконом-класса «Жираф». Он находится на границе исторической зоны Нижнего. Здесь панельные многоэтажки окончательно вытеснили старые двухэтажные дома. С «серостью» нужно было что-то делать. Арихитекторы предложили поставить в этом месте многоцветный, будто составленный из конструктора, дом. Белая штукатурная статика начинает вибрировать, благодаря геометрическим синим и желтым вставкам. Они то выдаются из общей плоскости фасада вперед, то вдруг «подпрыгивают» вверх…
Нижегородский Гауди
Современная нижегородская архитектура _ это, безусловно, феномен. И каждый такой феномен есть счастливое стечение многих факторов, событий и, конечно, личностей. Отцом нижегородского архитектурного бума считают Александра Харитонова, талантливого архитектора и менеджера. Выпускник Горьковского инженерно-строительного института, он создал одну из первых в городе частных архитектурных мастерских, а в 1992 году стал главным архитектором Нижнего. Построил около 30 зданий. Потом оказался в опале чиновников, но продолжал творить, пока не погиб в 1999 году. «Коммерсант» в некрологе назвал его лучшим российским архитектором. Есть в этом какая-то зловещая символика. В аварию попал джип заказчика, в котором архитектор ехал «на объект». Вспоминается судьба знаменитого барселонского архитектора Антонио Гауди. Как известно, тот нашел свою смерть под колесами трамвая, заглядевшись на свое знаменитое творение _ строящийся и по сей день собор «Саграда Фамилиа»…
В каком-то смысле Харитонов _ нижегородский Гауди и есть. Первое здание, ставшее более чем нижегородским событием и заработавшее первую архитектурную Госпремию, _ банк «Гарантия». Оно было построено в 1995 году по его (в соавторстве с Евгением Пестовым) проекту. В то время банки и прокуратуры строились примерно в едином ключе. Казалось, их визуальная функция была тождественной _ подавлять и даже устрашать. Нувориши, взяв сочный кусок, теперь должны были его сохранить всеми приемлемыми в ту неспокойную пору средствами. В том числе и эстетическими. На этом фоне «Гарантия» выглядит сказочным домиком-сундучком. Льющиеся изгибы стиля модерн, изразцы, узорчатая арка над главным входом, жар-птицы, круглые окошки, словно девичьи зеркальца. И тут же _ «минаретная» башня, да еще увенчанная чем-то вроде «летающей тарелки». Слишком эмоционально открытое, и не только для банка, а вообще для того времени здание. Харитонов, как вспоминают его друзья, любил обозначать эстетическую законченность словом «вкусно». «Гарантия» так и просилась в торт. Вероятно, идея для символа церемонии рейтинга пошла отсюда.
Немцов, который не мешал
Талантливая и энергичная личность _ лишь часть системы, благодаря которой архитектура в Нижнем стала культурной доминантой. Наверное, нужен был вменяемый заказчик-инвестор. И тут мы узнаем, что директором банка «Гарантия» в ту пору являлся Сергей Кириенко. А губернатором _ Борис Немцов. Последний не был безусловным поклонником творчества Харитонова, но теперь рад, что хватило выдержки не мешать активно…
Другим аспектом архитектурного бума стала, конечно, традиция качественного строительно-архитектурного образования в Нижнем. И как следствие _ общий уровень вменяемости местного архитектурного сообщества. Оно счастливо избегает громких скандалов и осознает свою миссию. Да, архитектор не должен стесняться инвестора. Более того, его обязанность _ воспитывать заказчика.
И, наконец, культурный гумус Нижнего Новгорода. Ему в этом году исполняется 785 лет. До революции это был большой купеческий город, достаточно вспомнить знаменитую Нижегородскую ярмарку. А где торговля, там и строительство, чему подтверждение _ красивейшие купеческие особняки. Примером которого, в частности, может стать «палаццо Рукавишникова». Вот любопытный историко-культурный, а может, и философский даже сюжет. Праправнуки «стального старика» Рукавишникова стали известными скульпторами…
Ниточки «души»
Нижний при всей его богатой историко-культурной ретроспективе многим похож на Челябинск. Здесь тоже делали танки Т-34, а позже _ более современную боевую технику, и еще совсем недавно город был закрытым для иностранцев. Нижний _ самый ближний к Москве (сейчас _ четыре с половиной часа на поезде) город-милионник. Эта близость играет двоякую роль. С одной стороны, рядом со столицей какие-то вещи просто неприличны, то есть существуют критерии вкуса и цивилизации. С другой _ постоянный отток профессионалов, и, следовательно, здесь трудно нарастить культурный слой. Назначение сюда губернатором бывшего московского вице-мэра Валерия Шанцева в Нижнем не воспринимают как пришествие «культурного героя», нового Прометея. Шанцев, говорят, хороший хозяйственник. Тем важнее для местного сообщества самим формулировать вектор развития своего городского мифа, «души» Нижнего.
И тут интересная ситуация. Тянуть можно за разные «ниточки». Вот, например, в Нижнем есть роскошный художественный музей, один из старейших в России. 12 тысяч экспонатов, среди них древнерусские иконы, картины Брюллова, Репина, Серова, Кустодиева, Рериха, Малевича, Кандинского, Ларионова и Гончаровой… Есть в Нижнем Кремль. Консерватория. Проводится Сахаровский фестиваль. Наконец, практически в центре города находится мощное, энергетически насыщенное, но почему-то толком неосвоенное, место _ так называемая Стрелка, где Ока впадает в Волгу…
«Надежда Партпроса»
И все же именно архитектура вырвалась вперед. Кстати, перетягивая к себе «сопутствующие дисциплины». Важен с точки зрения о-свое-ния любого места процесс его называния. В Челябинске, увы, пока не прижилось название «Кировка» _ наш пешеходный бульвар чаще всего лениво именуют «арбатом». В Нижнем каждому новому зданию сразу дают название. Оно чаще всего основано на визуальных ассоциациях. Например, «Айсберг» _ здание с острым выдающимся углом. Или «Титаник», где стеклянный как бы обрывающийся витраж напоминает нос корабля, есть действительно что-то драматичное в облике этого строения. А бывают имена очень забавные. Например, «Надежда Партпроса». Рядом на площади есть старое строение-ориентир, где раньше размещался центр коммунистической пропаганды, «Партпрос» в народной топонимике. А заказчик нового строительства _ ООО «Надежда». Путем прямого сложения получился многозначительный и звучный бренд. За всем этим не только словесное баловство, создающее, между прочим, легкий эмоциональный фон. Главное, что нигде в мире больше нет «Надежды Партпроса», это исключительно нижегоргодское, уникальное, сегодняшнее…
Тайный агент культуры
Архитектура _ пожалуй, один из самых рентабельных видов культурных инвестиций. Ведь окружающие здания вовлекают человека в пространство определенной эстетики, формируют его вкус. Вот интересно: пока гости города и специалисты ахают, простые нижегородцы, с которыми приходилось общаться, воспринимают новые архитектурные достопримечательности как норму. «Да у нас строят хорошие здания», _ говорят они как бы между прочим. Не в коня корм? Как раз напротив. Процесс воспитания вкусом уже запущен, и он труднообратимый. Нижегородцы уже сегодня живут в атмосфере, где рецидивы разрухи и серости покажутся нонсенсом и дикостью.
Нижний Новгород, повторюсь, имеет богатейшую историю. Соблазнительно жить ею. Однако опыт советского времени говорит о том, что это не совсем надежное занятие. Прошло несколько десятилетий, и Нижний стал Горьким со всеми вытекающими последствиями. Жизнь происходит каждую минуту, постоянно меняясь. Призывать людей жить в музее неэффективно. И способность Нижнего Новгорода находить валентности с современностью _ важный урок для Челябинска, историческим богатством не обремененного. Торт, символизирующий хорошую архитектуру, стал вкусовым вектором чаемого будущего города. От Нижнего через Горькое к Сладкому.
« назад к списку публикаций
|
|