« English    Русский »  
На главную страницу сайта
 
 
На главную страницу Архотеки
 
     
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
     
  Путеводитель  
       
  Архитекторы  
       
  Публикации  
       
  Мероприятия  
       
  Коллекции  
       
 

Нижний Новгород как архистолица

Автор: Ольга Харитонова
Место публикации: Саратовская областная газета
Дата публикации: 08/02/2006

В Нижнем Новгороде состоялся Всероссийский семинар «Современная архитектура как событие», в котором приняли участие журналисты Москвы, Петербурга, Самары, Саратова, Перми, Челябинска, Ижевска. Проходил он по инициативе газеты «Нижегородские новости» и автономной некоммерческой организации «Единство журналистики и культуры».
«В России сегодня мало городов, которые дают основание и возможность для проведения такого рода семинаров», — считает заместитель главного редактора газеты «Культура» Марина Старуш. И это действительно так. На рубеже XX—XXI веков Нижний Новгород признан профессиональными критиками столицей современной архитектуры России, работы его архитекторов приобретают все более широкую известность, становятся победителями различных международных конкурсов.

Семинар был приурочен к презентации итогов VI «Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода». Вашему обозревателю показалось важным рассказать об этом событии не только потому, что прецедент чрезвычайно любопытный и содержательный, но и оттого, что имеет робкую надежду: опыт нижегородских коллег заинтересует тех, кому не безразличен исторический облик родного города, стратегия и тактика продвижения имиджа региона через современную архитектуру.


Главной задачей номинантов Архитектурного рейтинга и остальных участников торжественной церемонии чествования победи¬телей было пробраться к сцене Дома архитектора. Такого скопления профессионального народа и сочувствующих вашему обозревателю давно не приходилось видеть. В нашем городе порою количество телекамер значительно превышает число участников культурного события. В Нижнем не так.
Конечно, «рейтинг» и «популярность» — слова-синонимы, и удивляться тут, казалось бы, нечему. Тем более что в каталоге, сопровождавшем мероприятие, утверждается: в последнее десятилетие в Нижнем Новгороде архитектор был фигурой значимой и активной, имел больший индекс цитирования по сравнению с другими творческими профессиями.

На вопрос, отчего так происходит, после двухдневной встречи, конечно, с определенностью ответить невозможно. Но есть вещи очевидные, что называется, бросающиеся в глаза. После знакомства с тремя нижегородскими архитектурными мастерскими и бесед с архитекторами Василием Байдаковым, Владимиром Коваленко, Евгением Пестовым и Виктором Быковым самому непосвященному человеку станет ясно, что нижегородская школа архитектуры — это прежде всего высокопрофессиональные мастера и серьезные, здравомыслящие, ответственные за свое дело люди. А особенность ее в верности городскому контексту (слово «контекст» для школы икона — говорит автор идеи и куратор Рейтинга Марина Игнатушко) и умении работать в конкретном месте, соотносясь с традицией и уважая предшественников.

Любопытно, что слова «зодчество» и «зодчие» за эти дни ни разу услышать не пришлось. Здесь вообще избегают громких фраз и фальшивых интонаций. Здесь трудятся и думают. В Нижнем вам могут с легкостью напомнить, что город — это сгусток проблем, сумма градостроительных ошибок или градостроительных попыток. Но даже на занесенных снегом улицах в двадцатипятиградусный мороз вы почувствуете тепло вновь отстроенных жилых комплексов и ощутите родство современных проектов историческому облику города.

И еще у архитекторов Нижнего Новгорода все очень по-человечески. Они не устают повторять имя Александра Евгеньевича Харитонова, признаваться в своей любви и благодарности безвременно ушедшему главному архитектору города, умудрившемуся не только выучить не одно поколение мастеров, но и приучить власть предержащих слышать и уважать свой голос. Во многом благодаря усилиям Харитонова Нижний сохранил свой прежний облик и приобрел сообразные ему новые черты.

Здесь повелось также давать зданиям имена. В шорт-листе 2004—2005 — «Галерея», «Манхэттен», «Рама», «Цеппелин», «Жираф», «Клетчатый», «Банк-2», «Надежда Партпроса». «Радиодом», «Провиантская башня», «Молодежный». Номинировать лучшие постройки на этот раз было предложено 47 молодым, но уже отличившимся архитекторам, список лучших — результат выбора экспертов. Они же определили голосованием победителей в двух номинациях «Административные здания» и «Жилые здания». Ими стали — «Галерея» мастерской Виктора Быкова и «Жираф» мастерской Пестова и Попова.
Церемония награждения завершается поеданием огромных тортов в виде зданий-победителей. Архитекторы-авторы надевают поверх костюмов синие фартуки, разрезают кулинарные аналоги собственных творений на куски и угощают присутствующих. Сытый и довольный, вкусивший во всех смыслах сладкого лакомства народ прогуливается с тарелочками, улыбаясь и причмокивая. В Нижнем Новгороде хорошо осознают, что понимание существует на разных уровнях, и заботятся о его всестороннем поддержании.

Олег РЫБИН,
главный архитектор Нижегородской области:
— Сегодня в зале Дома архитектора очень много людей — авторы, зрители, спонсоры, жюри, организаторы, гости из других городов — огромное спасибо всем. Я думаю: а кто же я здесь, на этом празднике жизни? Оказывается, тот, кто все выдвинутые проекты подписывал и согласовывал. Сам удивляюсь, что так получилось. Это в качестве шутки. А по большому счету важно, что в нашем городе существует система контроля качества, своего рода ОТК Она выстроена благодаря тем людям, которые здесь присутствуют. Без нее никакой чиновник, главный архитектор города или области, со своими задачами не справится никогда. Я согласен с мнением экспертов: архитектуру, которую мы увидели, сегодня можно назвать спокойной, адекватной, взрослой. Да, мы ждем прорывов, о которых во времена первых рейтингов говорили Харитонов и Пестов. Нынешний уровень ровный и мощный, он эти прорывы готовит.

Виктор БЫКОВ:
«Мы хотим гармонизировать среду и создать нормальное общество»

–Все четыре объекта вашей мастерской вошли в шорт-лист, а один признан победителем. Были ли у вас в этой четверке личные предпочтения?

– Во время работы меркантильные мысли о победе не приходят. Все объекты по-своему интересны. В случае с «Галереей» мы хотели создать не эксклюзивный, необычный облик здания, а вписаться в прогал, белое пятно прежней застройки, и создать гармоничный объект. Наш город еще не до конца воссоздан. Нам хотелось сделать здание именно уместным, не точечным, а являющимся ценной композицией — в общей градостроительной ситуации. Я рад, что те, кто оценил нашу работу, поняли, что мы решали прежде всего градостроительные задачи, а потом собственно архитектурные.

Архитектура — самое бескорыстное искусство, потому что дается народу даром. Он видит и воспринимает ваши произведения даже вне зависимости от своего желания.

– Я думаю, что с этим связана особая ответственность архитектора перед людьми. Тем более приятно, когда общественность благожелательно принимает твой объект. Я далек от амбициозности и считаю, что это большой грех, когда архитектор творит, руководствуясь исключительно амбициями. Есть определенная мода: можно сколотить обезумевшее здание, которое некоторую группу критиков восхитит. Но нельзя забывать, что мы строим для города, строим на века, нам нужно гармонизиро¬вать среду, создавать нормальное здоровое общество. В первую очередь здание должно быть грамотно и тактично вписано в среду. Можно делать нечто эпатажное и невероятное, вокруг чего люди будут ходить, как вокруг елки. Наша задача иная — восстановить среду и создавать гармонию.

– Кстати, о гармонии. Именно это ощущение вызывает со стороны наблюдение за взаимоотношениями людей в вашем профессиональном сообществе.

– Я думаю, что отец этих отношений — Александр Евгеньевич Харитонов. Я приехал в Нижний Новгород из Средней Азии в 80-м году и благодарен судьбе за это. Мне сразу же предложили быть большим начальником в группе генплана. Я плюнул на деньги, должность и карьеру и пошел простым архитектором в мастерскую индивидуального проектирования, где работали Харитонов, Пестов, Коваленко и многие другие из тех, кто нынче являются ведущими профессионалами в городе. Александр Ев¬геньевич организовал содружество людей, бескорыстно любящих архитектуру. Заложенные им традиции существуют и действуют по сей день.

Евгений Пестов:
"Архитекторы земные люди, решающие задачи здесь и сейчас"

– Ваш «Жираф» пришелся по сердцу не только экспертам, но и журналистам, участникам семинара. В его веселом облике как будто угадано желание людей.

– Не могу сказать, что мы произнесли новое слово в мировой архитектуре, но для России это заметный шаг в определенном направлении. Поэтому профессионалы его и отметили. Нам хотелось сделать жилой дом не суровым, тяжелым и мрачным, а легким, радующим глаз. Приятно, если люди это поняли и оценили.

– Вы уже готовитесь к следующему рейтингу?

– Сейчас мы осуществляем рабочий проект двух зданий — жилого и офисного. Один – в прежней теме неопластицизма с применением цвета, а во втором мы используем бионические формы. Архитектура рождается в конкретном месте. Наши идеи и решения возникают в зависимости от конкретной задачи, конкретного образа. Загадывать на будущее сложно.

– Архитектура, как, может быть, ни одно из искусств, влияет на облик города и самочувствие его жителей. Сознание этого обстоятельства на вас воздействует?

– По большому счету, мы реализуем свои творческие амбиции. Иногда заказчик помогает нам в этом, иногда нет. Но творческие амбиции остаются главными. Это не значит, что мы стремимся преобразовать мир, изменить город. Один архитектор не может ставить перед собой такой глобальной задачи. Даже если его личный вклад серьезен. Он решает свою локальную задачу, реализуя свои амбиции. Мы земные люди, и особенных сверхзадач у нас нет.

« назад к списку публикаций
© НФ ГЦСИ, 2018 

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0