|
|
|
|
|
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Ольга Орельская
Место публикации: "Архитектура и строительство России", №2 Дата публикации: 02/02/1990
Александр Харитонов родился в 1951 г. в г. Дзержинске Горьковской области. В 1973 г. окончил архитектурный факультет Горьковского инженерно-строительного института им. В. П. Чкалова. С 1973 г. работает в «Горьковгражданпроекте». В 1986 г. становится главным архитектором этого института, пройдя все ступени должностного роста. С 1980 по 1987гг. — постоянный участник и лауреат смотров творчества молодых архитекторов, смотров лучших архитектурных произведений года РСФСР и СССР. С 1980 г. — член СА СССР, руководитель секции жилых и общественных зданий и член правления Горьковской организации Союза архитекторов, член правления СА РСФСР.
Не будет преувеличением сказать, что Александр Харитонов — одна из наиболее ярких фигур среди архитекторов г. Горького в настоящее время. Благодаря таланту, энергии, трудолюбию он уже после окончания института оказался в центре внимания архитектурной общественности города. Архитектор имеет за плечами шестнадцать лет самостоятельной практики. За это время по его проектам или при его участии построено и строится около двадцати сооружений, которые играют значительную роль в формировании облика города. Пока эти здания не вошли в архитектурные путеводители и справочники по архитектурным памятникам города, но многие из них уже получили дипломы лучших проектов на Всесоюзных и Российских смотрах восьмидесятых годов. Они органично вписались в жизнь города и остаются в памяти горожан, в воспоминаниях приезжих, активно участвуют в формировании впечатлений о современном Горьком.
Одна из первых работ Харитонова — приспособление дома XIX века на Стрелке под административное здание. Проект 1974 г. бросил вызов однообразию застройки. Свободная и ироничная, даже революционная в своем отрицании ближайшей эпохи ортодоксального функционализма, своеобразная версия постмодернизма впервые проявилась в самостоятельной работе. Здесь и легкая до неузнаваемости «цитата» из стоящего неподалеку главного ярмарочного дома, и современность интерпретации исторических форм, и смелая по тем, да и по нашим временам асимметрия, сообщающая зданию подвижность и живописность, и подчеркнутая декоративность сохраняемых фасадов.
Примерно через год молодой архитектор создает первую очередь кардиологического центра. Многоэтажное здание лечебного корпуса, где нарушен привычный дух больничной архитектуры, решается нетривиально с элементами изобретательного символизма и творческого остроумия. И все же сейчас оно воспринимается в большей степени как утверждение профессиональной состоятельности и первый опыт работы в большом коллективе.
Конечно же, в то время 24-летнему архитектору импонируют подчеркнуто современные, графически отточенные композиции зарубежных мастеров. Это влияние в какой-то мере прочитывается в здании КБО в Московском районе г. Горького. Это еще одна работа в контексте, когда индустриальные коробки нового жилого района угрожающе окружили маленькое здание и набросили на него квадратную тень панельной сетки. Это небольшое по габаритам сооружение привлекает выразительной врезкой объемов, контрастом темного остекления и светлых оштукатуренных поверхностей, изящным рисунком красных переплетов. В этой работе А. Харитонов пытался доказать, что высокий потенциал архитектуры не связан прямой зависимостью с большим объемом здания.
Примерно в то же время архитекторы А. Харитонов и А. Гельфонд разрабатывают первый вариант спортивного комплекса «Динамо». Проект здания с активно надвинутым один на другой этажами, с обнаженными конструкциями, контрастным сопоставлением прямоугольных и упруго-пластичных форм как бы выражал динамизм спортивной функции. Он был утвержден и принят к осуществлению. Задержка с реализацией в два года оказалась в данном случае к месту. Расположенный в самой гуще исторического центра города комплекс обязательно вступил бы в конфликт с окружением. И у авторов нашлось мужество отказаться от выбранной идеи. Второй и окончательный вариант растерял весь динамизм спортивной мощи. Подчеркнутая пьедестальность превратилась в мягко террасированный холм, состоящий из разновысоких мелкорасчлененных объемов, скрывающих истинные размеры здания. Они осторожно сползают к существующей застройке одноэтажными пристроями. Рустованный пояс нижнего уровня охватывает и собирает воедино многотемное сооружение, подчеркивает мягкость и пластичность скругленных углов, превращается в подножие для подчеркнуто современных форм.
В близком по характеру работы с формой ключе решается в это время и вторая очередь кардиоцентра. Стремление к живописной композиции, гармоничной слаженности составляющих ее элементов, к крупной пластике лаконичных и контрастно сопоставляемых объемов и форм нашли отражение в этом ансамбле.
В более строгих, чем «Динамо», формах решаются два здания гостиниц «Москва» и «Октябрьская». Если спорткомплекс располагается на исторической, но все же второстепенной улице, то гостиница «Москва» находится в непосредственной близости с Нижегородским кремлем, а гостиница «Октябрьская» становится первым современным зданием в почти завершенном ансамбле знаменитой Верхне-Волжской набережной. Ответственность этих двух участков, помноженная на утвердившуюся для творческого коллектива в качестве закона контекстуальность, предопределила относительную традиционность объемных решений. Многие работы А. Харитонова связаны с реконструкцией, и это не случайно. Он работает в условиях древнего города и всегда исходит в своих решениях из понимания градостроительной роли здания. Работа в исторической среде — самый сложный экзамен на профессиональное мастерство.
Здание гостиницы «Октябрьская» — действительно новая веха в архитектуре г. Горького. Оно обладает образной индивидуальностью и производит впечатление скульптурной композиции. Пластическое богатство и разнообразие форм мастерски подчинено единому замыслу. Архитектура отличается интеллектуальной утонченностью и изысканностью.
К сожалению, пока остался на бумаге проект гостиницы «Москва». Но это для А. Харитонова — исключение из правила. Его проекты не залеживаются на полках. Умение убедить, уговорить, заставить, найти заказчика и средства, использовать до конца все возможности для реализации своих идей — характерная черта этого архитектора. Благодаря гармоничному сочетанию высоких творческих и деловых качеств А. Харитонову удалось вдохнуть жизнь в один из ставших «притчей во языцех» горьковских долгостроев — Дом актера. Запроектированное в 70-х гг., строившееся более 15 лет полузаброшенное здание выходило на улицу Пискунова глухой кирпичной стеной.
Новый фасад, предложенный авторским коллективом Харитонова, словно смирительная рубашка обуздал раздражающую монотонность пилообразной стены. Внешний облик приобрел новое качество за счет укрупнения общих членений, обогатился подчеркнуто декоративными арками, спаренными колоннами, приобрел черты окружающей городской среды.
В настоящее время в одном из переулков старого Нижнего вырастает одна из последних работ «Горьковгражданпроекта». Почти законченная коробка, по-видимому, вызывает у обывателей уверенность в том, что рядом с бывшим зданием Коммерческого клуба, возведенным в середине XIX века, возникнет пристрой, повторяющий его эклектичные формы. Тянется со старого фасада на новый профилированный руст, повторяются пропорции окон. Законченное же здание если и не введет горьковчан в состояние шока, то, бесспорно, удивит. Они увидят, что вход в здание театра комедии неожиданно располагается с угла, что у этого рустованного объема тремя мощными ударами ступенчато отрублен угол, пунктиром покатятся по этим ступеням гигантские шары.
А. Харитонов и его товарищи усиленно ищут пути взаимодействия новой и старой архитектуры, добиваясь их неожиданного совместного звучания. Главное действие развернуто в интерьере. Центром композиции вестибюля и фойе становится палладианская колонна, поднимающаяся на все три этажа. Над ней подвешен волнообразный зеркальный потолок. Смело и откровенно включаются фрагменты, воспроизводящие исторические формы. Декоративность интерьеров вполне уместна и напоминает о том, что новый театр вырастает из старого здания прошлого века. В этой буффонадности, иронии, озорном соперничестве архитектурных форм и человеческих отношений участвовали одни из самых талантливых и, подчеркнем, молодых архитекторов «Горьковгражданпроекта». Здесь каждое противоречие становится приобретением, каждый нонсенс — драгоценным стеклышком пестрой мозаики комедийного действия.
Каждая новая постройка А. Харитонова подчеркивает его изобретательность и гибкое художественное мышление. Пользуясь минимальными возможностями, преодолевая многочисленные препятствия, он буквально из ничего рождает добротную и качественную архитектуру, которая и спустя годы не теряет своих достоинств.
Не меньший интерес при знакомстве с творчеством А. Харитонова представляют и конкурсные проекты, которые как нельзя более способствуют росту и совершенствованию мастерства. В 1983 г. в Горьком проходил Всесоюзный заказной конкурс на проект пятой жилой группы строящегося экспериментального жилого комплекса «Мещерское озеро», в котором приняли участие институты ЦНИИП градостроительства, ЦНИИЭП жилища, «Горьковгражданпроект». Первое место занял проект, выполненный творческим коллективом под руководством А. Харитонова. В этом проекте разрабатывается принципиально новая модель городской среды, где была сделана попытка соединить воедино преимущества традиционной застройки средней этажности с урбанизированным образом жизни. В проекте создано живое, изменяющееся пространство, лишенное монотонности.
В 1989 г. А. Харитонов возглавил работу по реконструкции центральной исторической пешеходной улицы города — улицы Свердлова. Здесь архитектор выступает как сторонник комплексной реконструкции, считая, что современная практика должна вести активный диалог с историей. В работе ясно прослеживается отказ от выборочной реконструкции, от фрагментарного взгляда на исторический центр города. Концепция организации целостной архитектурной среды близка ему, он осмысливает ее творчески и всякий раз находит новые решения.
Александр Харитонов является интересной и значительной личностью. Сейчас он вступает в новый период своего творчества, связанный с профессиональной зрелостью и высоким мастерством, вступает в него уже как авторитетный руководитель, плодотворно работающий со своими сотрудниками. Большая общественная и организационная деятельность не отвлекают его от практической архитектурной работы, а являются продолжением и неотъемлемой частью творческого процесса. Ему удается справляться с огромным грузом каждодневных проблем, систематически одерживать победу за победой в борьбе за реализацию каждого проекта в нелегких условиях жесткого нормирования, типизации, отсутствия необходимых строительных материалов. Архитектурное творчество заполняет всю его жизнь. Обостренное чувство патриотизма, сопричастности судьбе города заставляет зодчего предъявлять высокие требования к себе и к коллегам. Создавая вокруг себя атмосферу неустанного поиска, Александр Харитонов заслуженно является признанным лидером большого творческого коллектива горьковских архитекторов.
« назад к списку публикаций
|
|