« English    Русский »  
На главную страницу сайта
 
 
На главную страницу Архотеки
 
     
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
     
  Путеводитель  
       
  Архитекторы  
       
  Публикации  
       
  Мероприятия  
       
  Коллекции  
       
 

Время еще покажет

Автор: Марина Игнатушко
Место публикации: "Биржа плюс свой дом", №2
Дата публикации: 24/01/2005

ГОРОД

Время еще покажет 

…Чтобы не потерять собственные наблюдения  в декабрьской суете, когда  все вокруг итожат и итожат, мы перенесли обзор архитектурной жизни города за 2004 год на неторопливый январь. Так начинаем копить впечатления для подготовки  «Нижегородского архитектурного рейтинга 2004-2005 гг.»

  

2004-й  выглядит нервным и бледным по сравнению с предшествующими годами.  Коробки растут, руины стоят, -  обычный текущий процесс.

Но из чего он складывается? И в  чем его смысл?

Весело от бессера взбесимся

Во-первых,  сразу надо объясниться: бледным год был вовсе не в цветовом отношении.

Яркие краски все активнее проявляются в архитектуре. И они поражают контрастными сочетаниями, доведенными при воплощении проектов до гнетущей дикости. На фоне голубых небес на мониторах многое  выглядело более убедительно.


Так что цвета на улицах – навалом, и, надо признать,  качество покраски все-таки лучше, чем это могли себе позволить ДСК советских времен. Их панели линяли…

Жаль, что хотя бы иногда не линяют цветные кирпичи. В этом случае фасады, испещренные квадратиками,  полосами и прочим живописным разнообразием, со временем обрели бы цельность и спокойствие большой формы.

Понятно, что всякое украшательство происходит не от злости, а от желания порадовать.

Отсюда, кстати,  экзальтированная привязанность к кирпичам  с  «рваной» фактурой. Материал замечательный, но в определенных пропорциях. Как знак он связан с частным, камерным, тактильным – характеристиками индивидуального пространства,  небольшого дома. Логика его применения очевидна, в этом смысле  по-прежнему несомненной удачей остается знаменитый дом «Куча» (Мастерская Харитонова и Пестова, 1998-99гг.). И к нему добавляется «Клетчатый» - дом на пересечении улиц Горького и Студеной (Мастерская Пестова и Попова, 2001-2004 гг.).   Не случайно Барт Голдхоорн (журнал «Проект Россия») в свое время сказал про «Кучу»: «деревня взгромоздилась на город». Здесь штукатурка воспринимается как образ города, а цветной кирпич –  деревни. И никуда от этого не деться. Потому, когда частная жизнь в виде отдельного многоэтажного дома (или даже неоправданной ничем, кроме вкуса владельца, отделки  фрагмента фасада) очень уж сильно напирает на улицу, «бессер» бесит. Особенно, если «вкрапляется» в стены в присутствии штукатурки. Время показало, что именно штукатурка –  разнообразные  современные фасадные системы с использованием ее видов – более органичны в историческом  городе.

 Послешоковая терапия 

Жилой дом – 15-этажная башня на  пересечении улиц Горького и Провиантской в 2004 году стал символической постройкой. Его судьба - отражение вполне закономерных процессов, происходящих  на строительных площадках Нижнего.

Проект для этого перекрестка был впервые опубликован  еще 10 лет назад.  Тогда это был банк: со сложным силуэтом, мощным декоративным завершением, хай-теком со всех сторон. Переходя от заказчика к заказчику, эскиз утратил «богатство деталей», а к моменту сдачи здание осталось вообще без декора на крыше. Но  его пропорции и силуэт ласкают взгляд. И вблизи он – гладкий и спокойный. Башня с пентхаусом  -  пока единственная достроенная высотка в центре города -  реализация давнего желания. Для банка это желание было противоестественным, жилому дому – в самую пору.

Действительно, архитектура новейшего времени начиналась с банковских зданий. Работа над ними позволила архитекторам наконец-то почувствовать себя полноценными творцами – не столько полезных метров, недвижимости, сколько художественных образов и идей. Новая архитектура вызывала культурный шок – со всеми плюсами и минусами, заключенными в этом понятии.

Конечно, удивляли  и свежие жилые дома, выросшие из ухищренных интеллектуальных упражнений на классические темы. Они снискали немало аплодисментов и симпатий, но «изменения сознания» вызывали все-таки здания банков.

Появление новой темы отмечено  «Золотым домом» («Италлюкс» на перекрестке Большой и Малой Покровской, НПО «Архстрой»)- предшественника сегодняшних Торговых центров. В Рейтинге 1999 этот магазин уже  соперничал с банком (второй очередью «Гарантии» - «Титаником»). Тогда же в числе лидеров оказался пристрой к дому на площади Горького – «Алтекс»- жилой дом над магазином (Мастерская Виктора Быкова). Эти здания – революционеры: в первом примере – принципиально новые технологии требовалось адаптировать к образу старого города, во втором – создать пластическую гармонию в пространстве, изначально обделенном архитектурой.

Потом настал звездный час Торговых центров. Небольшой, по сегодняшним меркам, «Айсберг» на улице Октябрьской (Мастерская Виктора Быкова) вообще можно рассматривать как  сложный конгломерат форм и идей  периода развития нижегородской архитектуры до 2001 года.  Хай-тек в объятиях контекста. А  «Этажи» на Белинке – уже без  объятий…

Экскурс в прошлое понадобился лишь затем, чтобы отметить: 2004 год прошел без прежних потрясений. И это нормально. Тем более,  уже есть такие проекты, от которых «башку сразу сносит». Прямо как от зеленого абсента. Они родились как раз в 2004-м

Из  построек года к лучшим можно причислить жилой дом «Жираф» (мастерская Пестова и Попова). Место – самое рядовое,  роль здания – скромная, но архитекторам привиделся  жираф – «как мимолетное виденье, как гений чистой красоты»… В безвозвратно уплотненной, заурбанизированной среде возникла метафора природы и творческой свободы. Дружелюбный, запоминающийся образ. Даже если когда-нибудь с фасадов посыплется штукатурка, это будет лишним доказательством, что  все по-настоящему: жираф – живой.

  

Видимо-невидимо 

Многие архитекторы рассказывали, что прошедший год был очень насыщенным – по числу проектов, по количеству выпущенной рабочей документации. Объекты стали больше, трудоемкость повысилась вместе с этажностью. Во многие мастерские «на подмогу» пришли студенты-старшекурсники.

Но переход работы над проектом на следующую стадию зависит не только  от архитекторов. Заказчики меняются, меняют свои планы, усмиряют амбиции.

Самый грустный пример – площадка на площади Свободы. Грустим двадцать лет. Последний претендент – «Синема-парк» больше признаков жизни не подает, и «многозальный, многофункциональный» висит таким же фантомом, как в свое время   жилой дом и крутой отель. Не слышно задорных голосов строителей на «Горе игр», что могла бы уже начать свой рост под трамплином. Не приветствуют лучи восходящего солнца ТЦ имени Иосодзаки на Дворцовой площади Автозавода. Не заросла народная тропа – прямиком по пустырю!- от Театра драмы к Никольской башне, а в укромном уголке на улице Пожарского вместо памятника Юрию Всеволодовичу перед отелем (как это рисовал когда-то Александр Харитонов) строится памятник  чей-то незаурядной предприимчивости- в виде многоэтажного жилого дома.

Больше всех в прошлом году не повезло «небоскребу», спроектированному  на поляне перед парком Кулибина, на углу улиц Белинского и Ошарской. После того, как фирма – заказчик осталась без своего руководителя, вынужденного оставить этот пост вместе с другим – более почетным и ответственным,  и броситься в бега, в критике проекта стали упражняться все, кому ни лень. Из разных аргументов принципиальным возражением были слова о  кощунстве: можно ли строить жилой дом на месте вечного успокоения!  А так как это не вопрос, а утверждение, то для закрепления запрета на любое посягательство на земли бывшего кладбища следует, в первую очередь,  снести ТЮЗ и кафе в самом парке. И, справедливости ради, подцепить бульдозером еще кусок застройки по другую сторону улицы Ошарской. 

Все было, все было - и любовь была

В 2004 –м возникли проекты, способные кардинально изменить представления о старом Нижнем Новгороде. Дикий капитализм многих закалил, сделав грубее. Последние десять лет люди краеведов не читали, а делали деньги. Наделав их кучу, ищут выгоду в  историческом центре. Общей концепции нет, однако известно, что новая магистраль со старым названием Октябрьский бульвар, жизненно необходима. Она разнесет исторический центр на два куска. А ткань городской застройки еще будет многократно уплотняться. После уплотнения, естественно, людей отсюда надо куда-нибудь увозить.

От старинного города останется один миф – «Ильинская слобода». Уже содеянное в рамках проекта гражданами тонкими и чувствительными воспринимается как пластиковый слепок с живой натуры. Достаточно вспомнить реставрацию Рождественской церкви, чтобы содрогнуться. А ведь есть  ответственные лица, в том числе и за исполнение законов, с которых нужно спросить… Только эти вопросы общественный интерес не возбудили.

…Недавно один архитектор рассердился: больше в центре города проектировать не возьмусь! При Петрове (бывший заместитель директора бывшего Департамента (!) охраны и использования памятников истории и культуры области, проводивший согласование проектов для  исторических улиц Нижнего) и Харитонове (главный архитектор города в 1992- 99 гг) иногда удавалось согласовать проект за день. Теперь мороки больше, но, в конце концов, самые сложные вопросы улаживает заказчик. Особенно, если захочет иметь этажей больше, чем можно спроектировать, приняв во внимание контекст.

Время изобретательных  миротворцев,  бескорыстно влюбленных в город, прошло.

Все жалели старые дома, но никто не придумал, как их сберечь.

Потому что очевидно: экономически это невыгодно. А другие критерии оценки исторического города не срабатывают. 


Ворота в Венецию

С оглядкой на 2004 –й можно решить, что Нижний утратил некий драйв. Но это не так.

Достаточно вспомнить архитектурный конкурс концепции комплекса Международного торгового центра на Октябрьской площади. Первая ласточка цивилизованных отношений между заказчиком, городом и проектировщиками. Ее полет красивым выглядел в Швейцарии, куда организаторы конкурса возили показывать торговым людям проект. Здесь же в Нижнем конкурс больше смахивал на привычный тендер. Архитекторов бросили в атаку, и они взяли высоту. Но оказалось, что там, наверху  80-метровой башни МТЦ - уже все свои. И полный фуршет.



           Получит ли конкурсный подход в проектировании важнейших объектов дальнейшее продолжение? Это вопрос-политический…

Свежим ветром совсем неожиданно в 2004 году подуло из Венеции. Молодые нижегородские архитекторы победили во всероссийском конкурсе  «Workshop Russia» и представляли нашу страну на всемирной выставке. Они проектировали  «Ворота в Венецию», город на месте Чернобыля… И рассказали нам об этом на встрече в Доме архитектора. В общем, они такие же хорошие, как взрослые нижегородские архитекторы, и даже фамилии похожи.







« назад к списку публикаций

© НФ ГЦСИ, 2024 

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0