« English    Русский »  
На главную страницу сайта
 
 
На главную страницу Архотеки
 
     
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
     
  Путеводитель  
       
  Архитекторы  
       
  Публикации  
       
  Мероприятия  
       
  Коллекции  
       
 

Золотое сечение

Автор: Елена Крюкова
Место публикации: Самокат
Дата публикации: 02/10/2003

Один из создателей пространства будущего живет в Нижнем рядом с нами. Он — профессор Нижегородского архитектурно-строительного университета, главный архитектор проектной мастерской "Архитектоника" Александр Худин. Руководить большой (35 специалистов) проектной мастерской и преподавать в вузе — рабочее сочетание вполне мужское. Профессор по-американски молод. В разговоре — устремлен и стремителен. Судьба — это чертежная четкая линия, прочерченная на ватмане властной рукой.
"В Нижнем архитекторы востребованы сейчас как никогда. Даже подозрительно. Хочется верить, что расцветает Россия... Мои ученики рвутся в архитектуру, а я отдаю им знания. Наш архитектурный выпуск — семьдесят пять человек — не покрывает всех потребностей города в архитекторах. Правда, у каждого потом жизнь может измениться: ребята уходят в дизайн, в графику, в менеджмент... и все-таки настоящий архитектор никуда не уйдет от себя. Он будет создавать, проектировать.»
Александр Александрович преподает давно, больше двадцати лет, и учеников воспитал достаточно. Как можно передать творческий опыт? Растиражировать собственную уникальность? Полностью погрузить учеников в свои технологии? Внушить свое видение архитектурного мира?
Абсолютных учеников — профессиональных -прямых потомков- — профессор не назвал. «Назвать учеником, я думаю, можно только того, кто впрямую проповедует философию учителя. Я не хотел бы вокруг себя видеть апостолов... каждый — личность. А она развивается все же по своим законам. Самый дерзкий экстрим а архитектуре — знаете что? Академия художеств в Питере. Супертрадиция. Шаг влево, шаг вправо от элементов классической архитектуры — расстрел, анафема. Как умудряются так ретроградски настроить молодежь? Гипнотизируют? Зомбируют? Я и мои коллеги этого просто не понимаем. У нас в Нижнем — тотальная эмпирика, обязательный поиск нового. себя нового..." |
Камень — жесткая материя. Крепкая. На века. Железо, сталь — тем более. Как выстроить костяк, каркас < творческой души?
Ученики, считает Худин. должны быть максимально приближены не к архитектурной романтике — ее-то из юной души трудно убрать! — а к архитектурной практике. «Хороший конструктор иной раз где-то и веревочкой может привязать, а будет держаться". Разумеется, веревочка — это символ-знак. Однако хорошего архитектора без мистической веревочки нет. Так же как нет и без четкого практического мышления.
"Архитектура — не только фантазийное композиторство, но и знания массы других наук и практик. Ах, музыка в камне!.. А все ужасы проектного дела? Они реальны. И мы реалистически ориентируем ребят. Это не значит, что мы преподаем им сплошные -ужасы- проектного городка. Но ученик должен хорошо знать, что его ждет. и быть готовым к потенциальным трудностям. Инженеры, конструкторы. водопроводчики и иже с ними создают тот практический -напряг". который трезвит высокую поэзию выдумки".
Сложить дом из кирпича — это ведь технология XIX, XVIII, XVI,. XVI — и далее в глубь истории — веков. Мы по-прежнему строим из кирпича. Современные технологии, конечно, существуют и в России, но отнюдь не массово. -У нас люди вручную штукатурят стены! В мире строительство по уровню механизации всех технологических процессов все больше приближается к машиностроению. Разумеется, в развитых странах, не где-нибудь в Африке, где шалаш из пальмовых листьев обмазывают глиной. А у нас? Как преодолеть этот разрыв с мировым архитектурным уровнем? Перепрыгнуть? Переплыть?»
Для сравнения и размышления: когда завершали строительство банка •Гарантия», приехали итальянцы. Подивились на сооружения: -Такого в мире сейчас просто быть не может! Модерн! Ретро! Так строили сто лет назад!» У банка «Гарантия» есть, кроме фасада модерн, еще и "европейский фасад». именуемый и у архитекторов, и в народе «Титаник». После итальянцев приехали немцы. Подводят германских коллег к еврофасаду, они равнодушно смотрят на чудо новой архитектуры, щурятся на металлизированный «Титаник» и отворачиваются: «У нас в Европе аналогичное встретить можно. А вот ваш модерн — это прелесть! Сейчас у нас такого не увидишь!-
Две разные реакции европейских архитекторов на русскую дерзкую эклектику. Два мира. сталкивающиеся лоб в лоб. У русской архитектуры своя традиция и свои устои. Так же как и возможности своей стилизации. Так же как и свои прорывы в неизведанное.
«Наша архитектура смешная ироничная, подчас нелепая, провинциальная, эклектичная — какая угодно! — но она своеобразная. Мы же с наслаждением смотрим на вятскую игрушку! А она ведь кривая-косая, "аляповато раскрашенная, никакой супергармонии! Но в ней есть другое — гармония живой жизни..."
Худин считает, что моменты здорового кича, играющего, как рыба в воде, нонсенса не повредят архитектуре. А гармония, на его взгляд, не убежит никуда. «Соотношение пропорций, золотое сечение, гармония подобия... Очень люблю. Но есть архитекторы, которые занимаются ДИСГАРМОНИЕЙ, и это крайне важная тема для осмысления. Тема дисгармонии, драматизма, разрушения — и преодоления их — основная нота, доминанта современной культуры. Если ребята приносят мне на просмотр абсолютно жуткие, дисгармонические конструкции — я, конечно же, не стараюсь ребят не ломать, не запрещать ничего категорически. Важно только, чтобы молодой архитектор понимал. что он делает. Обьяснимость творческих шагов очень важна для проектирования. Если я вижу напрочь «кривые- работы — будьте добры, представьте мне логику их возникновения! Почему вы сделали так, а не иначе!»
Мода. современность, соответствие времени... Важнее ли они соответствия самому себе? Как сочетать требования времени и красоту своего уникального –я ? «Есть пословица-шутка: архитектор сказал слово «пропорция» и густо покраснел. Уродливая красота — что это? Шокинг в архитектуре, напряжение и обострение эмоций, надрывный крик... Мои студенты тоже часто «орут». И я не затыкаю уши. Я пытаюсь слышать».
Неправильное прочтение классики часто приводило не к искажению бывшего — к появлению оригинального. Негармоничная архитектура будет соседствовать в мире с гармоничной. Треугольное окно, косая колон-
На, изломанный скат крыши вместо горизонтального, конькового или шатрового — как на них отреагирует житель такого дома? А наблюдатель извне? Мир без экспериментов невозможен. Цивилизационная энтропия нам не грозит, доколе ученики будут искать, а учитель — принимать участие в поисках.
«Талант, гений... Что говорить — редкая птица. На моей памяти человек пять-шесть наших выпускников точно были — архитекторы от Бога. И как все, горжусь, между прочим, что лучшие архитекторы Нижнего — это наша. нижегородская школа. Еще одна особенность нашей профессии: долгое развитие и поздний расцвет. Я он студентов успокаиваю: вы. дорогие то мои, пребываете даже не в младенческом — во внутриутробном состоянии! Знаменитые архитекторы мира — люди очень солидных лет».
Он много ездит по миру. Много видит, впитывает. Смотреть и видеть — понятно, не одно и то же. Увидеть
произведение мировой знаменитости в ЕГО пространстве — уже счастье. Никакое созерцание фотографий, репродукций с этим не сравнить. «Когда оказался в Барселоне и увидел там не только Гауди. но и его предшественников — был потрясен тем. что гениальный цветок расцвел не на пустом месте, а в окружении лилий, роз, гвоздик не меньшей красоты...»
Конечно, он размышляет — вместе : учениками — о тенденциях архитектуры. Он понимает, что у нас не совсем произведение мировой знаменитости в ЕГО пространстве — уже счастье. Никакое созерцание фотографий, репродукций с этим не сравнить. «Когда оказался в Барселоне и увидел там не только Гауди. но и его предшественников — был потрясен тем, что гениальный цветок расцвел не на пустом месте, а в окружении лилий, роз. гвоздик не меньшей красоты...»
Конечно, он размышляет — вместе : учениками — о тенденциях архитектуры. Он понимает, что у нас не совсем верные представления о том, что происходит с архитектурой в мире. «Я все время говорю студентам: мы представляем мировую архитектуру лишь по единичным объектам! Мы наблюдаем - в журналах, в книгах, на видеопленках – лишь лучшее, что создано в разных странах . Это не создает объективной картины. Ученики, настроенные на непременный личностный креатив, думают, что коммерческая архитектура — ругательное слово. А это всего лишь грамотно выстроенная архитектура, выполняющая ясные функциональные задачи! Мы должны стремиться не только к созданию шедевров, а еще и к тому, чтобы вокруг нас была КОМФОРТНАЯ СРЕДА. Как в европейских городах: размываются границы между помещением и внешней средой,. интерьерный зимний сад плавно перетекает в патио, патио — в городскую улицу, улица — в аркаду, под своды галереи... Творческие амбиции молодых — это прекрасно! Но кто будет заниматься прозаическим улучшением среды обитания?"
Думаю: а разве нельзя сочетать личностную уникальность с требованиями окружающего мира? Полезность — с творческим полетом? На страницах Библии люди тоже обыденно едят хлеб и доят овец, спят в кочевых шатрах и глядят на звезды. И так же обычно, обыденно строят дом, который впоследствии станет не храмом, не дворцом — просто домом, где умрут старики и родятся дети. Жизнь — самый великий архитектор, почему бы не прислушаться к ее заповедям?»
Наполеон сказал когда-то: "Меня могут разорить две категории людей — женщины и архитекторы". Худин улыбается, глядит в окно — не треугольное, в обыкновенно-квадратное, как все окна наших традиционных домов. Да, труд архитектора для цивилизации дорого стоит. Но, пока Земля вертится вокруг Солнца, люди будут созидать и строить. И то. что происходит не с пирамидами в Древнем Египте, не с колоннадой Баальбекской террасы, а с домами нашего города, здесь и сейчас — может, важнее всего.
Профессор слукавил в неспешном разговоре. У него есть настоящие ученики. И это они строят, возводят наш мир — мир города, в котором мы живем.


« назад к списку публикаций
© НФ ГЦСИ, 2018 

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0