« English    Русский »  
На главную страницу сайта
 
 
На главную страницу Архотеки
 
     
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
     
  Путеводитель  
       
  Архитекторы  
       
  Публикации  
       
  Мероприятия  
       
  Коллекции  
       
 

Творческая мастерская Туманина С.Л. Режиссура пространства

Автор: беседовала Медвидь Мария
Место публикации: Нижегородский проект, № 9
Дата публикации: 02/12/2001

Туманин Сергей Львович, окончил архитектурный факультет ГИСИ в 1984 с году. После распределения работал в «КалининГражданпроекте». В 1989 году вступил в Союз архитекторов, потом работал в «НижегородГраждаипроекте» , с 1989 по 1991 год - в фирме «Среда», где занимал должность главного архитектора проектов (ГАП). После разделения фирмы на несколько проектных организаций создал фирму «Новый дом», которая в 1997 году и была перерегистрирована в "Творческую мастерскую Туманина С.Л.».
Решением жюри Смотра российской архитектуры 1999-2001 гг., проходящего в рамках Международного фестиваля «Зодчество-2001», авторам жилого дома на углу улиц Минина и Семашко в Нижнем Новгороде (архитекторы Туманин С.Л. и Канатов О.В.) присуждено III место и Диплом III степени в номинации «Лучшее архитектурное произведение". Кроме того, авторам проекта жилого дома на углу улиц Ижорская и Провиантская в Нижнем Новгороде (архитекторам Туманину С.Л., Челышеву А.Г. и Канатову О.В.) присужден Диплом в номинации "Проекты».
- Возрождение архитектуры после долгого застоя началось в середине 80-х годов. Первый период, можно сказать, романтический, когда появились частные инвесторы, а у архитекторов появилась возможность заполнить вакуум, который образовался в период советского времени. В городе не строилось то, что строилось по всему миру - модерн, конструктивизм. Шли одни типовые здания. Городская ткань своевременно не заполнялась тем, без чего немыслимо лицо города. Поэтому и появился в 1995 году банк «Гарантия», выполненный в стиле модерн, предшественнике конструктивизма. Можно сказать, что это первое здание, при проектировании которого архитекторы выложились на все 100%.
- А как обстоит дело сейчас?
- Следующий этап - героический, когда нижегородская архитектура выдвинулась на передовые позиции. В Нижнем Новгороде вся архитектура связана с контекстом. В основном, все здания, появляющиеся сейчас, воспринимаются стоявшими на своих местах очень давно, словно они всегда были, а люди просто их не замечали. Заполнялись пустые места.
В этом - особенность и сила архитектуры. В Москве - наоборот, здания разрастаются вверх, вширь и вглубь. Преобладает стремление к богатству и размаху, но контекст не играет такой роли.
Сейчас, за 10 лет у нас выросло качество проектирования и строительства, а также понимания экономики этого дела. Заказчики уже берут кварталы, проектирование идет поквартально. Постройки не вырываются из контекста, становятся органичными частями целого комплекса.
- Сергей Львович, расскажите о вашем последнем реализованном проекте.
- С 1997 года существует и работает «Творческая мастерская", выросшая из «Нового дома». У меня появились партнеры - инженер Сергей Калинин и архитектор Олег Канатов. Буквально сразу, как мы начали работать, появился вот этот объект - дом на углу улиц Минина и Семашко. Сдан он был 28 декабря 2000 года, сейчас там идет ремонт квартир, оформляются документы, заселен первый этаж (частично магазины и офисные помещения).
Этот дом - первая программная реализация. Вот в этом здании мы попытались воплотить не только внешнюю сторону, но и внутреннее содержание. Были придуманы схемы, позволяющие делать гибкие планировки квартир.
- Это позволяет безболезненно производить перепланировку?
- Да. Это удобно и для жильцов, и для строителей. Меньше мусора, меньше затрат по материалу. В Москве, например, часто вообще не делают никаких планировок, сейчас здания сдают просто с межквартирными стенами. Все рассчитано на частного дизайнера, который начинает планировать эту квартиру по-своему. Если архитектор сначала придумывал планировку, а потом создавал оболочку, образ дома, то теперь получается, что он создает только образ, фасад, наружные стены и больше ничего. При этом архитектор становится декоратором экстерьера города. У нас до этого пока не дошло. Существует куча инспектирующих организаций, и никогда не сдашь объект в таком виде. Должна быть планировка, должны быть санузлы, кухни, ванные комнаты...
- Дом на ул. Минина создает ощущение удивительной легкости, невесомости. Тяжесть материала теряется.
Мы пытались сделать как можно меньше деталей исторических. Стилистика дома задана самим местом. С одной стороны стоит Политехнический институт, со своим ритмом 4-х конструктивистских корпусов. По другой улице – Дом железнодорожников, который задает уже переосмысленную классику в исполнении местного архитектора Селиванова. Я попытался сделать совмещение этих разных стилей. На самом деле это «дом - корабль», корабельная стилистика. На Западе очень распространен такой подход. Я никогда не пытался делать тяжеловесных объектов, наоборот, мне по душе, когда дом не давит на человека. Он должен вписываться в место и иметь определенную легкость. Как говорили нам еще наши педагоги в институте, от объекта, от вашей работы, не должно пахнуть потом, она должна быть свежей. Не должно быть видно, что был затрачен тяжелый труд, должно казаться, что все легко придумалось и легко сделалось.
- Каким Вы видите Нижний Новгород?
Город на самом деле очень разнородный, весь центр – это практически частный сектор, почти нет капитальной застройки, стоят маленькие домики, окруженные садиками. И это – город, и это – центр. Город, вышедший из XIX века. Думаю, главное, что должно сохраниться, это историческая сетка улиц. Любую городскую ткань можно наложить, но самое главное в сознании горожан - это пространственные связи.
У нас характерные овраги, вся центральная часть ими изрезана. Как говорил А.Е. Харитонов, овраги -«легкие города», через них воздух проникает в центр. К сожалению, эти овраги заполняются разными сараями и гаражами, очень много самостроя.
Необходимо продумывать драматургию города, драматургию городской жизни. Когда готовится объект, в первую очередь продумываются отношения между человеком и зданием. Сначала представление, проговаривание того, что будет построено, какой психологический климат будет создавать новое здание. Необходимо понять и осмыслить дух места.
В одной анкете, на вопрос: «С какой профессией вы бы сравнили профессию архитектора?», я ответил - с профессией режиссера. Режиссер - это человек, который связывает в один узел несколько ниточек; интересы города, интересы жителя и окружающих жителей, свои собственные интересы. В этом и есть прелесть профессии, потому что на самом деле режиссируешь пространство.


« назад к списку публикаций
© НФ ГЦСИ, 2018 

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0