« English    Русский »  
На главную страницу сайта
 
 
На главную страницу Архотеки
 
     
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
     
  Путеводитель  
       
  Архитекторы  
       
  Публикации  
       
  Мероприятия  
       
  Коллекции  
       
 

Сладкие итоги нижегородского рейтинга

Автор: Ольга Колесникова
Место публикации: Проект Волга, #5
Дата публикации: 02/05/2004

В бывшем городе Горьком архитектуру раз в два года пробуют на вкус. И на вкус лучшие здания обязательно - сладкие. Их режут на кусочки и угощают гостей презентации "Нижегородского архитектурного рейтинга". Это совместная акция еженедельника "Бирма плюс Свой дом" и нижегородского филиала Государственного центра современного искусства МК РФ.
"Нижегородский архитектурный рейтинг" существует с 1997 года, а его куратором неизменно является журналист Марина Игнатушко. Семь лет назад в ходе опроса горожане назвали лучшей постройкой десятилетия знаменитый банк "Гарантия" Мастерской Харитонова и Пестова. Здание с необычным фасадом и керамическими золотыми яблоками и павлинами само собой напрашивалось на сравнение с тортом. И хотя нижегородская архитектура за последние годы стилистически изменилась, традиция поедания кулинарных моделей лучших построек Нижнего Новгорода продолжается. Этот способ презентации архитектурных успехов представляет собой яркое зрелище, доступное для понимания и позволяющее примирить людей с самыми разными художественными вкусами.
Форма проведения рейтинга меняется в зависимости от обстоятельств. Но неизменно организаторы акции не выступают в роли экспертов. Здания для участия в рейтинге выбирают сами архитекторы - на основе публикаций в газете. По количеству голосов формируется шорт-лист: список построек, набравших наибольшее количество баллов.
В "Рейтинге 2002-2003 гг." таких построек оказалось не десять, как в прошлые годы, а пять. Их и оценивали эксперты.
Общение ведется через Интернет, хотя многие «арбитры» видели новейшие нижегородские постройки в натуре. В этом году произошло забавное недоразумение: голландский архитектор Пауль де Врум, который приезжал в Нижний с лекцией, прислал свой вариант рейтинга ровно через месяц после объявления итогов акции. Господин де Врум был очень занят, потому ответил позже. Главное - его мнение точно совпало со среднеарифметическим итогом просуммированных мнений других экспертов. В "Архитектурном рейтинге 2002-2003 гг." в отличие от прошлых лет фигурировали уже не банковские здания, а торговые центры и жилые дома. В общем списке домов было больше, а лучшие попали в пятерку лидеров. Многие эксперты отдали им предпочтение, поставив по рангу выше торговых центров.
Однако многие нижегородцы неслучайно заранее предполагали, что победа ТЦ «Этажи» очевидна. Это обстоятельство и почти равномерно распределившиеся по постройкам симпатии экспертов подсказали организаторам акции свежее решение. На презентации гостей угощали не одним, а сразу пятью тортами – в виде лучших новых зданий Нижнего Новгорода.
Победные «Этажи»
ТЦ «Этажи», ТМА Быкова
Торговый центр на ул. Белинского – одна из последних работ мастерской. В основе проектного замысла – прозрачный экран, благодаря чему фронтальная композиция главного фасада получает глубинное развитие. За экраном находится 5-этажный атриум с эскалатором и панорамным лифтом. Далее – 4-х этажная глухая часть с двойным горизонтальным и вертикальным, пунктиром окон, на нижних этажах которой расположены залы, а на верхних – офисы. Цилиндр боковой лестницы и пространственный треугольник парящей крыши задают статичной призме вращательный момент, сообщая ей легкость.
Объем торгового центра занимает угловой участок, фиксируя пересечение улиц. В то же время он «читается» в основном со стороны магистрали. Кроме того, можно сказать, что он носит островной характер – это последний осколок в сложившемся океане застройки квартала. Огромный «экран» разделяет не только внутреннее и наружное пространство «Этажей», он стал прозрачной границей между настоящим хай-теком и краснокирпичным прошлым большой улицы. Это первое в городе здание, созданное исключительно с применением современных технологий и «столичных» способов организации строительства.
Нижегородский супрематизм
ТЦ «Сити», ТМА Пестова и Попова
Месторасположение и функции здания (со свободной планировкой, с минимумом окон - для удобной организации торговых площадей) подсказали архитекторам идею решения фасада как картины. Так получилась супрематическая композиция с изящными черными линиями и цветовыми пятнами. Несмотря на "абстрактный" вид, композиция фасада дает возможность разместить рекламу на любом из цветных фрагментов.
Свободная игра цвета и орнамента
Жилой дом на ул. Володарского, архитекторы Евгений Пестов, Алексей Каменюк
Фасады этого дома, выходящие на улицы Блохиной и Володарского, по своим масштабам органично вписываются в рядовую застройку мещанских улиц начала XX века. Однако его модернистский образ не желает мириться со скучной "новодельной" эклектикой, которой заполнена расположенная рядом Ошарская площадь. Жилой дом естественно вырос на свободном участке, повторил его конфигурацию, последовав за логикой композиции. Иррациональность городской среды провоцирует архитекторов на «интеллектуальные» и откровенно математические действия. Они вносят строгую организацию в беспорядочный мир такими простыми средствами, как перпендикулярные прямые и основные цвета, строгие решетки витражей и ослепительное сияние белых фасадов. Простые комбинации цвета и орнамента создают свободную игру джазовой ритмики, которая становится доминантой целого квартала, связывая в единое целое "разношерстное" архитектурное окружение.
Шоколадная реальность
МФК «Шоколад» («Рамстор»), ТМА Туманина
Здание стоит на участке, заключенном между двумя потоками – по улицам Белинского и Горького, и символизирует движение размеренное и уверенное. Динамичный объем – мощный подиум с надстройкой вроде бы «пытается» набрать скорость, но спокойные черные квадраты на фасадах и витраж на торце гасят это мимолетное композиционное желание. Важно оставаться ровным и благополучным.
Солнцезащитный гранд-палас
Жилой дом на Верхне-Волжской набережной («Гранд-палас»), ТМА Быкова
Верхне-Волжская набережная не имеет единой стилистики: застройка волжского фасада города складывалась из разновременных построек. Новое здание заполняет «паузу» между гостиницей «Россия» и Домом Архитектора, где прежде долгие годы располагалась «рюмочная».
В объемной композиции здания использована тема террасирования объема по мере отступа от красной линии. Ассоциативно это напоминает о самом откосе и одновременно отвечает масштабу исторического окружения.


« назад к списку публикаций
© НФ ГЦСИ, 2024 

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0