|
|
|
|
|
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Мария Федотова
Место публикации: Газета "Нижегородские новости" Дата публикации: 07/10/2004
В нижегородском Арсенале состоялось последнее мероприятие перед закрытием на длительный капитальный ремонт – презентация книги "Сладкий Горький. Архитектура Нижнего Новгорода 1985 – 2004".
Ее авторы – архитектурный критик Марина Игнатушко и художественный критик Любовь Сапрыкина. Книга выпущена Нижегородским филиалом Государственного центра современного искусства тиражом 2000 экземпляров. Жанр – историческое исследование в духе архитектурного путеводителя по городу (на русском и английском языке).
На перекрестке фактической географии и рафинированного искусствоведения авторы нашли "Сладкий Горький". Красивая метафора, напоминающая о знаменитых синэстетических оппозициях ("чет и нечет", "сырое и вареное"), сладкий Горький оказалась в данном случае и весьма адекватной предмету. "Есть много способов описывать города. По вкусу, возможно, самый субъективный из них. Но слишком очевидны аллюзии, связанные с именем Горького, давшего название Нижнему Новгороду, – и именем Сахарва – учёного, правозащитника, принёсшего всемирную известность закрытому городу, месту своей ссылки. Оппозиция сладкого и горького ассоциируется с парадоксальной градостроительной и архитектурной историей города в ХХ веке. Намекает на вкусы архитекторов, завоевавших в 90-е невероятную свободу самовыражения. Подразумевает трагическую судьбу Александра Харитонова – самой яркой звезды нижегородской архитектурной школы. Он в качестве высшей оценки любил повторять слово вкусно.... Раз в два года нижегородскую архитектуру можно попробовать на вкус. Бисквитный торт с кремом в виде здания победителя архитектурного рейтинга неизменно сладкий. И только Нижний по-прежнему немножко Горький".
"Сверхзадачи и мифы оказались лучшей питательной средой для архитектуры, в руки которой само время вкладывало ответственность за судьбы города".
Архитектурная столица России город Нижний Новгород давно заслуживал вписания в анналы, и получилось это на редкость элегантно, красиво. Что неудивительно: так как архитектура – это музыка в камне, то и язык адекватного описания архитектуры должен быть если не собственно музыкой, то высоко художественным явлением. "Фасаду-дисплею" "Этажей"... противостоит закрытая геометричная коробка комплекса "Шоколад", построенного по принципу пещеры, заманивающей публику". "...главный фасад, напоминающий медресе, цитирует в пространстве русскую тему. А две его части – подвесной замок и сундучок, сохраняющие ритм старой застройки, стоят под сенью прирученного НЛО..”. (о здании банка "Гарантия" на ул. Малая Покровская).
Главный персонаж "Сладкого Горького" – это город Горький (подчеркиваю: Горький, а не Нижний Новгород) и динамика его архитектуры – от начала прошлого века до так называемой "новой архитектурной школы". Даже в сравнительно кратком тексте чувствуется, насколько драматичной была история прорастания урбанизма сквозь заводские поселки и купеческий центр. "Правый фронт улицы в разные годы был прорван на нескольких участках. Новые здания резко отступали в глубину квартала..." (о застройке улицы Горького, бывшей Полевой).
На презентации показывали специальный фильм Галины Мызниковой и Сергея Проворова. Мелькали человечки, вихрем проносились авто, вертолетным пропеллером вращался строительный кран, и только здания, присыпанные снежком аки сахарной пудрой, гордо возвышались: архитектура – музыка в камне, но отнюдь не "застывшая".
« назад к списку публикаций
|
|