|
|
|
|
|
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Николай Малинин
Место публикации: "Независимая газета. Exlibres" Дата публикации: 29/03/2001
Ольга Орельская. Архитектурный дуэт: Александр Харитонов и Евгений Пестов. - Нижний Новгород: РИ "Бегемот", 2001, 224 с.
Тенденции новейшей архитектуры Нижнего Новгорода. Статьи, разговоры об архитектуре, фотографии. Составители Любовь Сапрыкина, Татьяна Нуждова. - Нижний Новгород: Нижегородская организация Союза архитекторов России, Государственный Центр современного искусства, 2001, 112 с.
Первое, что хочется сказать, - банальное "наконец-то". Вот уже лет семь как архитектурная общественность обсуждает новую архитектуру Нижнего. Спорит, ругается, негодует, недоумевает, завидует, восхищается - а книги все нет. И это в ту эпоху, когда мемуары о всякой вечеринке пишутся на следующий день, а издаются через два!
И вот сразу две книги. Феноменально разные - при том, что обе вроде бы про одно и то же, и даже голоса критиков звучат в каждой одни и те же. Труд Орельской с виду - капитальный альбом-монография. Предисловие академика Иконникова, портреты героев, детство-юность, первые победы, анализ творческого процесса. Потом - каждый объект: подробно, с чертежами, с фотографиями в лист, комментариями автора и цитатами. В конце - подборка мнений критиков и коллег, даты жизни, список проектов и построек, библиография, summary. "Все, можно умирать", - сказал на презентации книги Пестов.
Вторая - в два раза меньше, в два раза тоньше, едва ли не ротапринт. Здесь незатейливо собраны 45 статей о нижегородской архитектуре: первая - 1990 года, последняя датирована декабрем 2000-го. Печатались оные тексты в самых разных изданиях (нижегородская газета "Биржа плюс свой дом" и Frankfurter Allgemeine Zeitung, журналы "Проект Россия" и "Архитектурный вестник", "Коммерсант" и "НГ"). Авторов - от силы дюжина (собственно, вся русская архитектурная критика тут и представлена), фото - черно-белые, верстка - местами радикальная. Дизайн вообще отменный, что понятно: делал его лучший нижегородский дизайнер Евгений Стрелков (студия "Дирижабль").
Но начинаешь читать, и кажется, что тексты двух книг разделяет целая эпоха. Оно, конечно, многоголосие всегда плодотворнее и интереснее монолога, но не до такой же степени! "В конце 1990-х, - пишет Орельская, - А.Харитонов все чаще задумывается над путями развития современной архитектуры. Он внимательно следил за теми процессами, которые появлялись (так! - Н.М.) в европейской архитектуре. При этом он все более утверждается во мнении, что нижегородская архитектура должна выбрать свой путь - путь своеобразия и самобытности". Стиль - чувствуете? А чего стоят перепады во временах глагола и официозное "А.Харитонов"? "Очень серьезно относился А.Харитонов к авторскому надзору за строительством, не считался со временем, несмотря на занятость". Ну даже курсовые так небрежно не пишут, не говоря уж о том, что надзор - святая обязанность всякого архитектора. А делать далее вывод - "Отсюда и высокое качество строительства" - вовсе обман, поскольку, если с чем в Нижнем и плохо, так это именно с вышеозначенным качеством.
О банке "Гарантия": "Образ родился изнутри сооружения, из его сути". О комплексе "Версаль": "Расположенный в глубине квартала дом не только потерялся (так! - Н.М.) за одно-двухэтажной застройкой, но и стал заметным архитектурным явлением в городе". О доме фирмы "Линдек": "Это здание своим обликом являет последний отблеск нижегородского постмодерна". О "Макдоналдсе": "На стене запечатлен парадный портрет известного в городе архитектурного дуэта - А.Харитонова и Е.Пестова". (Это на 149-й-то странице книги, целиком им посвященной! Не говоря уж о "запечатленном портрете".) "Это они стоят рядом в парадных смокингах и модных в то время котелках" - при том, что на зодчих не смокинги, а сюртуки, и не котелки, а шляпы, или уж - калабрезы, если щеголять знанием исторических реалий.
В том, что касается реалий архитектурных, Орельская, конечно, более компетентна (все-таки кандидат наук и лицензированный архитектор), но ужас в том, что кондовую описательность советского искусствознания она совмещает со стилем интерьерного журнала. Отсюда вся эта "плавная монументальность изысканных объемов". Впрочем, надо отдать автору должное: сознавая свою беспомощность, Орельская регулярно вводит в свои тексты большие цитаты из статей Григория Ревзина. Хотя, по большому-то счету именно Ревзин - первым открывший для читателя нижегородскую школу, четко и внятно сформулировавший ее особенности, определивший ее место в историческом контексте - и должен был бы написать эту книгу. Но текстом дело не заканчивается: иллюстрации тоже через раз, то все "заваливается", то с небом сливается, то люди какие-то из углов выползают. А уж зачем на обложку вытащили майоликовый орнамент "Гарантии", принадлежащий вовсе не Пестову с Харитоновым, а художнику Курицыну, - и вовсе не понятно.
То есть все, конечно, понятно: деньги на книгу появились недавно, торопились к юбилею Харитонова, да и вообще, когда пишешь о книгах, изданных в провинции, вроде бы требуется снисхождение. Но архитектура-то нижегородская никакого снисхождения не требует! Она била московскую на всех смотрах второй половины 90-х не потому, что к ней милели столичной ласкою. А потому что была хороша по гамбургскому счету. Но убеждает в этом только вторая книга. В которой, конечно, есть и повторы, и противоречия, и легкий налет самодеятельности, но все эти качества абсолютно адекватны предмету. В конце концов, нижегородская архитектура продолжается, она остается живой и спорной - и потому подобный полифонизм совершенно уместен. А вот пафос и напыщенность первой книги, ее совковый стиль и аляповатый дизайн способны только укрепить скептика-москвича в его подозрениях насчет провинциальности нижегородского зодчества.
« назад к списку публикаций
|
|