|
|
|
|
|
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Ирина Копьева
Место публикации: Нижегородские новости Дата публикации: 02/02/2001
Пятидесятилетие Александра Харитонова отмечено в Доме архитектора новой выставкой с отнюдь не академическим названием "АХ". И экспозиция состоит не из привычных чертежей и картинок, а из видеоинсталляций - видеоизображений на мониторах семи телевизоров.
Вдобавок на двух больших экранах - одновременно - видеокамера исследует два уже знакомых, но, оказывается, совершенно незнакомых здания-символа: новую и старую "Гарантии". Даже само сочетание - "старая "Гарантия" уже стало привычным, хотя зданию банка, за которое архитекторы были отмечены премиями, в том числе и Государственной, нет и десяти лет...
Последнее десятилетие ушедшего века было для Нижнего по-настоящему "звездным часом". Такой шанс дается не каждому городу: когда на волне политического, экономического интереса поднимается и настоящее искусство. Как правило, эти процессы не поддаются синхронизации, но Нижнему выпал счастливый случай: в одном городе - яркий, многообещающий Немцов и талантливый, осознающий свое предназначение и роль архитектор Харитонов. Главный архитектор города - по статусу и по сути. Все ждали строительного бума - не сбылось. Но получилась столица архитектуры России, пусть временный статус, но навсегда задавший определенный уровень для нижегородских зодчих. При том что отношения Немцов - Харитонов состояли из сложностей и противоречий, оба этих человека сделали очень многое для известности Нижнего, включенности города в современные политические и художественные процессы.
"АХ!" - период был слишком краток. Немцов уехал в столицу, Харитонов два года назад погиб.
Выставка как раз дает возможность прочувствовать (а получится - и понять) сделанное в Нижнем за последние годы XX века. Архитектура долгое время была вычеркнута из списка искусств. Современная российская архитектура при современных российских технологиях, казалось, не имела ни малейшего шанса стать искусством. Но нижегородской архитектурной школе это удалось.
Выставочный проект в Доме архитектора исследует искусство в рамках искусства. Это не телевизионная картинка, рассчитанная на кратковременный интерес зрителя на диване. Это плавное скольжение по плоскостям вслед за солнечными лучами, дающее не только неожиданные визуальные впечатления, но, кажется, и тактильные ощущения. Никто и никогда не имеет другой возможности так подробно рассмотреть здание "Гарантии", как на видео. Кроме этого знаменитого нижегородского здания на мониторах мелькают виды и семи других. Но тоже в тех ракурсах, той степени приближения и фрагментирования, которые допускает только видеотехника. Это коллажи из графических, пластических мини-шедевров, рассыпанных по городу: "Ах! Как же раньше мы этого не замечали!"
Такая "нарезка" кадров (неспешный показ и менее подробный) вполне оправдана: величественная "Гарантия" в соответствии с генеральным планом города имеет и градостроительное значение. Она окажется в начале улицы, которую теперь назовут именем архитектора Харитонова.
« назад к списку публикаций
|
|