« English    Русский »  
На главную страницу сайта
 
 
На главную страницу Архотеки
 
     
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
     
  Путеводитель  
       
  Архитекторы  
       
  Публикации  
       
  Мероприятия  
       
  Коллекции  
       
 

Три мушкетера с циркулями в ножнах

Автор: Николай Малинин
Место публикации: "Независимая Газета"
Дата публикации: 29/12/2000

НИЖНИЙ НОВГОРОД это, конечно заповедник.
Набираешь в кафе полный поднос — а с тебя просят 18 рублей 70 копеек; целишься в навороченный офис фотоаппаратом — а никто не выходит к тебе навстречу, радушно помахивая дубинкой: заходишь в крутой ресторан («мы интерьер посмотреть») — и снова ноль внимания. Основной градостроительный фактор — овраги: фронт центральных улиц — разваливающаяся деревянная застройка: квадратный метр элитного жилья — 400 долларов.
И архитекторы здесь тоже какие-то странные. На работу пешком ходят, пишут стихи и песни (чтобы потом их дружно петь), на дни рождения делают друг другу стенгазеты (теперь. конечно, компьютерные), все женаты первыми браками и читают при этом «Мифогенную любовь каст».
Уже второй год существуют без главного архитектора, делятся друг с другом инвесторами, говорят друг про друга только хорошее и даже жить собираются в одном доме, который сами же и построили. (Речь идет о тройке нападения бюро «Архстрой»: Василии Бандакове, Александре Дехтяре и Владимире Коваленко.)
Трудно отделаться от впечатления, что и вся новая архитектура Нижнего есть производная от «человеческого фактора». Она такая же простая, душевная, чудная, доверчивая и веселая. Трусоватым московским архитекторам такая раскованность и не снилась, поэтому они про эту архитектуру говорят «провинциальная». Но за этим снобски-расплывчатым словом нет собственно, никакого содержания. Ну да, никто и не говорит, что Нижний — это европейская столица. Это чудный русский город, в котором есть свой кайф и свой драйв.
И то, как его самобытная география и история переплавились в новейшей архитектуре, достойно внимания всего мира, озабоченного проблемами глобализма и регионализма.
В минувшую пятницу НПО «Архстрой» справил свое десятилетие. На сегодняшний день это самая строящая в городе фирма, имеющая массу профессиональных наград, отменную репутацию, постоянных заказчиков, 15 человек штата, современнейшее оборудование и собственноручно спроектированную мастерскую (являющуюся к тому же собственностью зодчих). На юбилейной выставке в Доме архитектора, организованной Любовью Сапрыкиной и Центром современного искусства, они показали все 648400 квадратных метров, спроектированных за 10 лет: это 21 постройка и 42 проекта. «Ясная форма, точный выбор материала, функциональные детали как декорация — вот их рецепт», — написал в каталоге выставки самый строгий московский архитектор Евгений Асс.
Эта формула важна еще и потому, что о нижегородской школе принято говорить как о неком целом. Есть, мол, лидеры — Евгений Пестов и покойный Александр Харитонов, а есть — все остальные, тоже хорошие. На самом деле все они разные, а стиль «Архстроя» стал в последние голы и вовсе особенным — за счет стремления к чистоте и лаконичности образа. Особенно же очевидна их оригинальность, если говорить о болевых точках нижегородской архитектуры.
Вот, например, детали. Дитя постмодернизма, нижегородская школа ими злоупотребляла: окна всех сортов — круглые, овальные, резаные, «портзампарковские», какие-то немыслимые эркера, консоли и выточки — всего этого было слишком много. «Архстрой» себе подобный винегрет позволил, кажется, лишь однажды: дом в Плотничном переулке — это такая фантазия на тему «замок Нойшванштайн как элемент средовой архитектуры». В остальном их детали действительно функциональны: будь то хай-тековские ограждения магазина на Покровке или козырьки нового ФОКа (физкультурно-оздоровительного комплекса) на Варварской. А из последних вещей детали и вовсе уходят, уступая место эффектным пространственным решениям, — как, например, в проекте евангелическо-лютеранской церкви.
Вторая проблема — историческая среда. Охранительский энтузиазм 80-х годов превратится в жесткую градостроительную политику: ничего не ломать, пусть оно даже на глазах разваливается, «контекстом» же считать только то, что «до семнадцатого года». В итоге на красных линиях остаются «дрова», а новое уходит во двор. Тупик такой политики очевиден, и «Архстрой», как может, с нею борется. Комплекс на Ошарской улице — это длинный десятиэтажный жилой дом, от которого на красную линию «выбегают» четырехэтажные офисы: то есть историческая усадебная структура сохраняется, а этажность нарастает вглубь участка каскадом, Понимая, что тянуть эту структуру на два квартала нельзя, «архстроевцы» делают все корпуса разными — получается несколько «кудряво», но все равно интересно.
Третья проблема — качество строительства. Не прошло и года, а уже облупилась вторая очередь банка «Гарантия» (победив на последнем фестивале «Зодчество», этот шедевр Пестова/Харитонова пока самый очевидный претендент на Государственную премию): офис Валерия Никишина на Грузинской улице простоял в лесах года три: вот что такой деконструктивизм по-русски: трещат по швам и другие постройки начала 90-х. «Архстрой» ищет возможность избежать и этих проблем — магазин на Покровке облицован отечественным железом, крашенным в барокамере, и сияет, как новенький. Другим любимым материалом фирмы стал околотый борский кирпич: его рваная фактура как бы заранее предполагает возможные травмы. А кроме того, он создает еще и великолепную игру света на стене...
Солнечного света в Нижнем немного, но «архстроевцы» из любой данности умеют выжать максимум, любую беду обратить в находку. Дом на Большой Печерской — из того самого кирпича, а балконы — ярко-оранжевого цвета. Получилось тинейджерски-модное сочетание брутальности и кислотности. ФОК — другой пример того, как из рационального рождается эстетическое. Зажатый во дворе, отстоящий от соседей ровно настолько, насколько можно, он весь — виртуозная игра на «пятачке». А в итоге мы получаем эффектно врезанные друг в друга прямоугольные объемы, два из которых сходятся пол острым углом, и «искра» от их столкновения «вылетает» в пространство треугольным выступом.
Есть ли кто-нибудь в этой стране, кто строил бы так много, так разнообразно и так интересно? Остается признать тройку «Архстроя» временно исполняющими обязанности лучших архитекторов россии. Трио-врио.




« назад к списку публикаций
© НФ ГЦСИ, 2018 

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0