« English    Русский »  
На главную страницу сайта
 
 
На главную страницу Архотеки
 
     
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
     
  Путеводитель  
       
  Архитекторы  
       
  Публикации  
       
  Мероприятия  
       
  Коллекции  
       
 

Нижегородская архитектура конца 20-го века

Автор: Александр Худин, Ольга Орельская
Место публикации: Сборник трудов ННГАСУ, 2000г.
Дата публикации: 22/11/2000

Древний город — Нижний Новгород еще на рубеже XIX-XX веков был третьим по величине городом России после Москвы и Петербурга. Это положение он сохранил и на рубеже XX-XXI столетий. Нижний славился своей ярмаркой, которая давала 30 процентов всего товарооборота России. Город уже тогда не был провинциальным. Интенсивное развитие города началось в 1920-е годы, оно было связано со строительством промышленного гиганта — Автозавода и социалистического города при нем. Бурное развитие промышленности в советское время окончательно упрочило положение Нижнего Новгорода в ряду крупнейших промышленных центров страны. Развитие архитектуры Нижнего Новгорода, определяющей его лицо, шло в русле российских традиций. Культурное наследие, дошедшее до нас из разных исторических эпох, позволило в 1970-е годы отнести город к городам историческим, что было закреплено законодательно. Безусловно, 1960-е годы, с их безликими типовыми зданиями, нанесли значительный урон облику города. Но в 1970-80-е годы ситуация стала меняться к лучшему.
В городе в стенах инженерно-строительного института появился архитектурный факультет, который стал готовить кадры для города и всего региона. В городе появилась плеяда молодых талантливых архитекторов, кончивших ГИСИ (ныне ННГАСУ — Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет), которые стали оттачивать свое мастерство в многочисленных конкурсах и смотрах этого времени.
Когда на рубеже 1980-90-х годов город стал открытым и вернулось индивидуальное проектирование, произошел новый качественный скачок в архитектуре. Переоценка ценностей, произошедшая в сознании общества, привела к бережному и внимательному отношению к памятникам архитектуры, были установлены охранные зоны, зоны регулирования застройки, началась работа по составлению историко-архитектурного опорного плана. Этот процесс привел к запрету строительства типовых зданий в историческом центре, возрождению Архитектуры с большой буквы.
Нижний Новгород — город не только исторический, но и современный. Он не музей под открытым небом, это живой растущий организм, что наглядно показывает практика последнего десятилетия. В 90-е годы строительство переместилось с городских окраин в исторический центр.
Началась реконструкция кварталов. Если раньше шла пообъектная реконструкция, то теперь она стала носить характер комплексной организации фрагментов городской среды. Комплексный подход позволил решить ряд вопросов: снос ветхой застройки, благоустройство дворовых пространств, улучшение инсоляции, подземное размещений гаражей, выявление ценной исторической застройки и включение ее в композицию изменяющегося архитектурного облика улиц. Перед архитекторами встала проблема сочетания новой и старой застройки.
Наметился средовой подход в творчестве нижегородских зодчих. Контекстуализм стал основной направленностью в архитектуре города Наиболее распространенным композиционным приемом при реконструкции кварталов стало сохранение малоэтажной исторической застройки по периметру квартала и строительство новых зданий средней этажности внутри него.
При проектировании новых зданий в исторической части города Комитет по охране историко-культурного наследия Нижнего Новгорода дает конкретные рекомендации по соблюдению пропорциональных соотношений объемов, по габаритам, масштабу и силуэту, по использованию материалов, по обоснованному выбору цветового решения, что позволяет исключить диссонирующее восприятие нового или частично модернизированного здания, более органично включить новый объект в историческое окружение.
Не всегда практический опыт реконструкции кварталов приносит полное удовлетворение своими результатами. Иногда наблюдается неоправданное увеличение этажности, завышение масштаба новой застройки, появление многочисленных акцентов и т.д.
В последние годы много внимания архитекторы стали уделять силуэтным решениям. Появились мансардные этажи, высокие скатные кровли, дающие возможность получить дополнительные жилые помещения, многочисленные башни и башенки. Это, с одной стороны, существенно разнообразило застройку и обогатило ее, но, с другой стороны, привело к некоторому перебору в количестве второстепенных акцентов.
Новые объекты в исторической среде Нижнего Новгорода стали приобретать утраченное в предыдущие годы архитектурно-пластическое решение фасадов зданий, что позволило им лучше адаптироваться в существующей застройке. Декоративность фасадов носит сдержанный, некрикливый характер, в чем видится своеобразие современной нижегородской архитектуры. Контекстуализм привнес с собой дух исторического романтизма и нового модернизма. Обращение к истории, традиции несомненно дало новый импульс поискам образной выразительности.
Язык современной нижегородской архитектуры неоднороден, но это не провинциальная, «махровая» эклектика, а в большинстве своем профессиональная и интеллектуальная архитектура. Об этом говорят результаты Всероссийских конкурсов последних лет на лучшие постройки и проекты. Зодчие ищут свой подход к сложившемуся городу и пытаются создавать произведения архитектуры, отличающиеся личным творческим почерком, но идущие в русле общей творческой направленности нижегородской архитектуры.
Если на первый взгляд кажется, что в большинстве случаев зодчие идут по пути стилизации, то при ближайшем рассмотрении мы видим, что свободная интерпретация исторических мотивов приводит к созданию неповторимых произведений.
Так, административное здание на улице Фрунзе и банк на улице Малой Покровской по проекту А. Харитонова и Е. Пестова обладают высоко романтизированным обликом и относятся к шедеврам отечественного зодчества последнего десятилетия уходящего XX века. Не случайно они были удостоены Государственной премии Российской Федерации 1997 года в области архитектуры. Эти здания дали новую жизнь архитектурным традициям города. В здании на улице Фрунзе мы видим сознательное обращение к историческим мотивам. Хотя авторы опирались на ассоциации с принципами формообразования в русской архитектуре, эта постройка современна. Здание представляет собой сплав монументальности с легкостью и нарядной праздничностью. Контраст между гладью мощной стены фасада и изящной пластикой декоративных деталей придает торжественный и в то же время лиричный характер этому сооружению. Отзвук былых времен слышится в образе этого здания Декоративная деталь в виде мозаичного панно над входом выступает носителем исторической памяти, указывает на принадлежность ее к русской культуре, а также выражает индивидуальность и неповторимость художественного видения самих авторов. Изобразительные элементы уточняют образную структуру сооружения, его стиль.
Банк на улице Малой Покровской ассоциативно корреспондирует к ретроспективным постройкам Нижнего Новгорода начала XX века. Непривычна пластика фасадов, в которых наблюдается едва уловимое родство с пластикой апсид или крепостных средневековых башен. В керамическом обрамлении входов привлекают внимание сказочные жар-птицы. В этом видно нечто древнее и исконно русское. В памяти всплывают образы билибинских картин. Здание отличается своими архитектурно-художественными достоинствами. Пластика понимается в данном случае как общее объемное построение архитектурного целого, его основных масс и частей.
Творческие искания нижегородских зодчих сосредоточены не только на поисках образов романтизированных произведений. Каждый объект трактуется во взаимосвязи с окружением. Прежде всего они стремятся решить конкретную ситуацию в соответствии с новыми потребностями.
В здании Внешторгбанка на улице Горького по проекту А. Харитонова и Ю. Осина чувствуется глубокое понимание исходной градостроительной ситуации. Архитекторы проектируют новое здание в разрыве между двумя многоэтажными «коробками» — красной и белой. Найденное авторами решение совершенно неожиданно: сквозь красные вертикали пилонов, расположенных по плавной дуге, прорывается водопад белых кубических форм. В этом здании создается динамическая композиция, устремленная сверху вниз. Ее многоярусность становится характерным примером художественной выразительности. Движение и ритм здесь подчинены единому градостроительному замыслу. Благодаря выбранному приему совершенно разные здания становятся композиционно взаимосвязанными.
Среда центрального района Нижнего Новгорода формировалась в течение многих веков. Именно здесь накоплены историко-культурные и эстетические ценности: памятники архитектуры и ценная историческая застройка. Но наряду с ними здесь существует и фоновая, рядовая, иногда деревянная, застройка рубежа веков. Задача современных архитекторов — не дать ей исчезнуть. Для этого нужна ее тщательная реставрация и реконструкция. В Нижнем Новгороде в настоящее время отсутствуют реставрационные научно-производственные мастерские, которые необходимы в историческом городе для поддержания его в надлежащем состоянии.
В большинстве случаев реставрационные работы осуществляются под видом капитального ремонта, а по отдельным памятникам архитектуры приходится объявлять конкурс и приглашать иногородних или иностранных специалистов. Для решения этих насущных проблем в ННГАСУ открыта специализация «Реставрация архитектурного наследия», позволяющая готовить специалистов в этой области.
Одним из интересных примеров совершенствования исторической городской среды является проект модернизации квартала в границах улицы Ильинской и Плотничного переулка, выполненной персональной мастерской А. Харитонова и Е. Пестова.
Работая над проектом, зодчие ставили перед собой задачу восстановить утраченную целостность городской ткани, сохранив ее основные черты, но привнеся в нее новые жизненные импульсы. Жилой фонд в этом районе относится в основном ко второй половине XIX века. Программа модернизации части квартала вблизи церкви Вознесения (арх. К. Тон) оказалась чрезвычайно насыщенной. Помимо жилых домов по Плотничному переулку и улице Ильинской сюда была включена гостиница с офисами, кафе и магазинами, физкультурно-оздоровительным комплексом и подземным гаражом. А. Харитонов одновременно возглавил две группы архитекторов, участвующих в создании проекта квартала. В результате творческого сотрудничества было найдено оптимальное решение модернизации одного из участков древнего города. Используя систему цитирования, они легко вступили в контакт с окружением, при этом корректно отнесясь к контексту и сохранив пропорциональный строй городской ткани. Скатные кровли, брандмауэрная застройка, тщательная проработка всех деталей внесли в квартал свежую тему, не нарушив его единства. Ключевую роль в жизни комплекса стало играть внутреннее пространство двора, огибаемого по периметру гостиницей и жилыми домами. Внутри квартала формировалась микроплощадь, на которой была разыграна остросюжетная супрематическая композиция из множества геометрических объемов: цилиндра, треугольной и кубической призм, вырастающих из эллипсовидного подиума. Эта новая архитектура тактично скрывается от глаз прохожих в глубине двора. Интерес представляют поиски пространственно-композиционного решения многофункционального комплекса в условиях плотной городской застройки, которые позволили максимально эффективно использовать небольшие участки и в то же время создать неординарно организованное внутриквартальное пространство. В основу смысла авторы положили живописную композицию, которая ассоциативно связала историю и современность.
Для исторического центра Нижнего Новгорода характерен человеческий масштаб застройки, который позволяет горожанину легко ориентироваться в структуре города.
Примером сохранения масштабности при реконструкции исторического центра является реконструкция квартала по улице Студеной (творческая мастерская А. Харитонова и Е. Пестова). В этом квартале нет архитектурных реликвий, но есть историческая среда. В центре этого квартала авторы расположили протяженный объем нового 4-этажного секционного жилого дома с элементами классических архитектурных мотивов, придающих ему сдержанную солидность. К основному объему примыкают три кубических 3-этажных корпуса. Это они создают плавный переход к усадебной 2-этажной исторической застройке квартала, расположенной по периметру. Блоки, выходящие на улицу Студеную, своими модернизированными деталями подхватывают исторический контекст. Протяженный корпус становится фоном для них. Новое здание воспринимается с улицы Студеной по частям, в разрывах между первым рядом застройки по красной линии улицы. Перед взором пешехода открываются фрагменты второго питана. Эти глубинные картины притягивают внимание и раскрывают свою индивидуальность. Здесь все соразмерно человеку. Новая композиция живет, подчиняясь окружению.
Совершенно новый подход в сочетании нового со старым продемонстрировал нижегородский архитектор С. Тимофеев в здании банка на улице Нестерова. На выделенном участке располагался памятник истории второй половины XIX века. Автор пошел по пути органичного включения старого дома в структуру нового. Здание приобрело трехчастное деление, в котором центральная часть с входом объединила в единый объем старый дом и новое крыло. Пропорциональный строй и цветовое решение старого здания послужили основными лейтмотивами в решении фасадов здания банка.
Примером большого мастерства и профессионального такта стало строительство служебного корпуса Госбанка по улице Грузинской по проекту арх. А. Степового. Комплекс банка занимает значительную часть территории в границах улиц Грузинской, Большой Покровской и Холодного переулка. В этом квартале на центральную улицу — Большую Покровскую — обращено здание Госбанка, построенного по проекту арх. В. Покровского в 1913 году и являющегося шедевром российской архитектуры. Строительство в охранной зоне памятника является делом чрезвычайно ответственным. А. Степовой выбрал единственно верный путь при создании композиции из нескольких объемов — он решает ее нейтрально, максимально адаптировав к данной ситуации. Тема сказочного средневекового замка лишь мимолетно коснулась нового объекта, сообщив ему мягкую пластику, придав скульптурность, которая перешла в протяженную «крепостную» стену вдоль Холодного переулка, дополненную скромным декором с узкими окнами в виде бойниц и законченную невысокой башенкой. Здание носит подчиненный характер по отношению к памятнику архитектуры и дополняет его тактично и почтительно.
Мастерство нижегородских зодчих позволяет каждый раз находить все новые и новые решения, избегать повторений.
Основной темой проектов остается жилье, но это не многоэтажные коробки и не роскошные особняки, как в большинстве российских городов, а жилые секционные дома средней этажности в исторической среде.
Жилой 3-этажный «дом-пила» (арх. А. Харитонов, Е. Пестов, А. Зеляев) на улице Славянской стал одним из наиболее заметных произведений современной жилой архитектуры в Нижнем. Форма плана этого здания соответствует абрису участка, обрамленного многоэтажным радиусным домом. Он стал композиционным центром пространства двора, окруженного многоэтажными строениями. Объемная композиция дома строится на ступенчатой сдвижке плоскостей наружных стен, что придает ей динамику и одновременно скульптурность. Острый угол дома образован треугольной лоджией и поворотом лестницы, на котором неожиданно возникает наклонное овальное окно, ставящее некую точку в завершении облика этого сооружения. Противоположный фасад поражает неожиданностью появления полуцилиндра, вырастающего из стены и соединенного с ней через ритм полукруглых балконов, отделяющегося от дугообразной части дома стеклянным витражом.
Не менее интересным является жилой дом в Холодном переулке (арх. А. Худин). Этот секционный дом переменной этажности вырастает по красной линии переулка вблизи того места, где в довоенные годы был снесен храм Покрова Богородицы, выходящий на улицу Большую Покровскую. Особенность участка еще и в том, что дом зрительно проецируется и дворовый фасад здания Госбанка, выполненного в ретроспективизме начала века. Эти обстоятельства послужили отправными моментами формирования образа данного сооружения. Ярусная стремительно растущая композиция как бы отступает от исторического фронта застройки переулка, но ее рост останавливается завершением — круглым остекленным бельведером, ассоциирующимся с центральным барабаном культового здания. Ассоциации, восходящие к образу Покровской церкви, подсказывают, что автор переосмыслил композицию храма и нашел образный путь своего поиска. Образ получился многогранный, непростой, весьма затейливый. В нем есть что-то неуловимое от классицистических построек и дворянских усадеб с флигелями и треугольными фронтонами, также от живописного нижегородского контекста, который автор дополнил своеобразно и органично. На границе с историческим центром вырастают жилые дома «повышенной» этажности — в 6-7 этажей. Ярким примером такой застройки является жилой дом на улице Белинского по проекту арх. В. Никитина, Б. Тарасова, М. Седовой. Этот современный жилой дом лишен монотонности, несмотря на значительную протяженность. Он формирует собой городскую магистраль, и поэтому уличный фасад членится крупными метрическими всплесками в виде гигантских аттиков, решенных в духе постмодернистской архитектуры. Профессиональный градостроительный подход в сочетании с декоративизмом создает запоминающийся образ.
Нижегородская жилая архитектура вновь после долгих лет приобрела образный характер. Да, она многообразна, пестра, разнолика, но она эмоциональна и мажорна, что является важным стимулом для нижегородского патриотизма — как жителей, так и зодчих.
В отличие от новейшей архитектуры столицы, которая пошла по пути интеграции западной архитектуры и создала феномен, основанный на сочетании зеркальных небоскребов с историческим декором, нижегородская архитектура пошла своим путем. Зеркальные признаки обошли стороной Нижний, гигантизм также не нарушил покоя седой старины. Конец XX века покончил с унылым однообразием, рождающим невыразительный образ целых фрагментов города. Возрождение местных традиций стало важным средством развития гармонии и красоты в среде города. Это явление позволило говорить о своеобразии современной нижегородской архитектуры.
Нижегородская архитектура в конце 1990-х годов не случайно заняла лидирующие позиции в российской архитектуре. Именно высокий потенциал нижегородских зодчих, представляющих творческое содружество единомышленников, одержимых архитектурой, любовью к своему городу, а также имеющих талантливых лидеров дает возможность создавать гуманную, сугубо авторскую, своеобразную архитектуру. В этом видится секрет успехов последних лет.


« назад к списку публикаций
© НФ ГЦСИ, 2018 

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0