« English    Русский »  
На главную страницу сайта
 
 
На главную страницу Архотеки
 
     
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
     
  Путеводитель  
       
  Архитекторы  
       
  Публикации  
       
  Мероприятия  
       
  Коллекции  
       
 

Лом над Нижним

Автор: Григорий Ревзин
Место публикации: "Коммерсант - Daily" №3
Дата публикации: 15/01/2000

В Нижнем Новгороде составлен рейтинг лучшей архитектуры 1999 года. В 90-е Нижний превратился в архитектурную столицу России, так что здания, занимающие первые места в рейтинге, вполне могут претендовать на статус лучшей архитектуры страны.
С самого появления нижегородской школы было непонятно, каким образом в провинциальном русском городе может появиться настолько оригинальная архитектурная школа, сочетающая последние европейские моды с местной лихостью. Борис Немцов, при котором все это произошло, сам пребывал в неком недоумении по поводу этого расцвета и в интервью корреспонденту „Ъ» откровенно заметил: «Видимо, моя главная заслуга в том, что я не мешал».
Год назад „Ъ» писал об атаке на нижегородскую школу, которую предпринял вновь избранный мэр города Юрий Лебедев. Он лишил главного архитектора города властных полномочий, превратив эту должность в общественную, все его функции передал начальнику строительного департамента, а главой градостроительного совета назначил себя самого. За год не изменилось ничего, кроме того, что летом главный архитектор города, лидер нижегородской архитектурной школы Александр Харитонов, трагически погиб. На его должность никто не претендует — бессмысленно становиться главным архитектором без полномочий. Все победители рейтинга заявили корреспонденту „Ъ», что для себя такую перспективу не рассматривают.
Архитектура парализована — за последние полтора года градостроительный совет не собирался ни разу в связи с загруженностью его главы. Заметим, что ситуацией обеспокоены не только нижегородские архитекторы, которые достраивают сегодня старые объекты и не имеют никакой перспективы, но и общероссийские структуры — Юрий Гнедовский, председатель Союза архитекторов России, и Александр Кудрявцев, президент российской Академии архитектуры, обращаются с письмами к мэру Нижнего, но успеха не имеют. В пылу предвыборной борьбы мэр называл себя «летящим ломом, который не остановить». В плане архитектуры он еще в полете. Есть основания полагать, что этот рейтинг последний и на нем нижегородская школа закончится.
Первое место в рейтинге занял банк «Гарантия» (Евгений Пестов и Александр Харитонов), второе — торговый комплекс на улице Большая Покровская (фирма «Архстрой», Василий Бандаков, Владимир Коваленко, Александр Дехтяр), третье — жилой дом на площади Горького (Виктор Быков).
Нынешняя «Гарантия» — это вторая очередь здания. Первая, заметим, в 1997 году была удостоена Государственной премии и стала своеобразным символом города — ее изображения печатали на всем, от календарей до спичек. Трудно представить себе что-либо более противоположное, чем два эти здания.
«Гарантия» — один была выстроена в стиле начала века, это был самый витальный модерн, который увидела Россия 90-х. Здание прославляло мощь дореволюционной России, в нем ощущался миф Нижнего как торговой столицы империи и даже конкретнее — привкус нижегородской ярмарки. Такой архитектурный «Сибирский цирюльник». Самое удивительное, что эта подозрительная тема получила в высшей степени артистичное и изящное решение, «Гарантия»-два — это архитектура сегодняшнего неомодернизма. Фасад представляет собой гигантские врата с вываливающимся из них стеклянным виражом. Они располагаются над оврагом, над пропастью, при этом врата разрушены, а одна стена здания как бы отрывается от чудовищного ветра. Архитектура производит отчасти космическое впечатление — пропасть, врата, стихии. Правда, это руинированный Космос, архитектурный «Кин-дза-дза».
Если можно представить себе фильм пополам из «Цирюльника» с «Кин-дза-дза», то получится «Гарантия» целиком. Банк этот строил Сергей Кириенко, бывший до московской эпопеи его директором, так что движение от лихой национальной самобытности к руинам Космоса можно рассматривать как внутреннюю эволюцию его души. Но хотя его сотрудничество с Маратом Гельманом продемонстрировало расположенность Кириенко к радикальным художественным экспериментам, все же скорее речь идет об эволюции нижегородской школы. Как и в Москве, от историзма нижегородцы повернулись к неомодернизму, но придали ему свой неповторимый вкус.
Неомодернизм в его московском варианте — архитектура, не расположенная к арт-жестам, сдержанная и функциональная, как недорогой малолитражный автомобиль. Нижний, однако же, и сюда привнес свою романтическую витальность, любовь к эффектам и довольно свободное обращение с функцией. «Гарантия»-два — самый яркий пример, но и другие победители рейтинга отличаются той же чертой. Здание торгового комплекса на Большой Покровской — это в принципе очень сдержанный, очень аккуратный неомодернистский магазинчик, который был бы почти незаметен в городской среде, если бы не одно Обстоятельство. Он весь железный и потому сияет, как дискотека, и вовсю старается привлечь к себе внимание.
Имея в виду, что перед нами едва ли не последний аккорд нижегородской архитектуры — по крайней мере до следующих выборов мэра, — такую тактику следует считать более чем осмысленной. Если уж тебя выгоняют из дома, то следует как можно звонче хлопнуть дверью. Очень символично, что первое место в рейтинге досталось «Гарантии», поскольку это идеальная метафора состояния нижегородской школы — она тоже стоит перед пропастью исчезновения и вот-вот разрушится.




« назад к списку публикаций
© НФ ГЦСИ, 2018 

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0