|
|
|
|
|
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Григорий Ревзин
Место публикации: "Коммерсант - Daily" №134 Дата публикации: 25/07/1998
Всю прошлую неделю просторы Волги от Москвы до Нижнего Новгорода и Твери бороздил теплоход «Н. Г. Славянов», на время плавания переименованный в «Пароход современности». Целью акции, устроенной Государственным центром современного искусства, было познакомить провинцию со столичным искусством и самим увидеть что-то интересное. В Нижнем Новгороде в связи с 25-летием местного Дома архитекторов приезжим была продемонстрирована новая нижегородская архитектура. Приезжих она поразила.
Поздравить архитекторов с 25-летием их дома должен был пароход современности и мэр города. Что касается парохода, то он приплыл достойно, подарил дому антикварную чернильницу и уплыл. Что касается мэра, то в Нижнем это больной вопрос.
Там все ищут мэра. По городу бродят маргинальные личности с написанными на картонках плакатами. «Ответьте, Борисы, где мэр наш законный, услышьте, Борисы, народные стоны». Они встречаются у прокуратуры и что-то подписывают. Архитекторы ждали не того мэра, который сидит, а другого, законного, г-на Мелешкина. Но тоже не дождались. Вернее, дождались, но не так, как хотелось бы. Преисполненный излишнего уважения к зодчим мэр пришел за полтора часа до начала церемонии, но не вытерпел и ушел. Ведший торжественное собрание Александр Харитонов, узнав о пропаже мэра, расстроился, но не растерялся и провел церемонию сам. От имени городской администрации он (в качестве главного архитектора города) поздравил Сергея Туманина в качестве председателя нижегородского союза и себя как ведущего члена союза. А затем предложил пассажирам «парохода современности» посмотреть новое нижегородское строительство. И надо сказать, было на что посмотреть. Весной 1997 года нижегородский Союз архитекторов совместно с галереей «Кариатида» организовали выставку «Архотека». На которой представили здания, построенные в Нижнем за 10 лет — числом более 80. Эта выставка в разное время и по разным поводам была показана Борису Ельцину, Егору Строеву, Юрию Лужкову, и постепенно руководители области от Бориса Немцова до Ивана Склярова прониклись лозунгом «Архитектура — наша гордость». В иностранных журналах Нижний был назван «архитектурной столицей России», а «Гарантия» — банк, выстроенный в бытность премьера Кириенко председателем его правления, — стал символом нового Нижнего и печатается на календарях, майках и конфетных коробках. Александр Харитонов и Евгений Пестов получили за это здание Госпремию. Словом, возникла действительно известная школа. Точно отражающая специфику новой России — когда можно все и пока неясно, чего нельзя. В ней был постмодернизм с юмором не в стиле шуток Умберто Эко, а в стиле ржания «казаков, пишущих письмо турецкому султану», деконструкция в духе не парадоксов Дерриды, но отвязанной зауми скоморохов, историзм не в стиле аристократизма принца Чарльза, но в стиле раблезианства под лозунгом «Как ели в старину». В прошлом году по опросам населения банк «Гарантия» был признан лучшим зданием города. По этому случаю был испечен огромный торт, точно повторяющий архитектуру здания, который благополучно съели авторы. Словом, в школе было все, и всего без меры. Эта безмерность постоянно ставилась в вину нижегородцам москвичами. Строящие тоже не в особенно сдержанном «московском стиле», столичные зодчие стыдили коллег как могли. Дескать, мы-то вынуждены расставлять по Москве башенки, у нас — мэрия, а у вас — свобода творчества, а вы все делаете, как у нас, хотя, конечно, лучше. А вот если бы мы могли, мы бы строили, не как у нас, а совсем по-другому и гораздо лучше, чем у вас.
Архитектурному критику эти инвективы казались диковатыми. Уж чья бы корова мычала: в Москве медведей по улицам ставят. Но нижегородские коллеги критике вняли. И за год, прошедший с «Архотеки», в Нижнем возникла совершенно иная архитектура. Сдержанная, холодная и изящная. Это касается прежде всего лидеров школы — Александра Харитонова и Евгения Пестова. Их новые работы — жилой дом против стадиона «Динамо», здание нижегородского Макдональдса, вторая очередь «Гарантии» представляют собой возрождение идеалов «современной архитектуры» XX века. В силу провинциальной специфики архитектурной жизни, возникла своеобразная цепная реакция — за лидерами все архитекторы стали отдавать предпочтение четкой геометрии, ровным поверхностям и сдержанным композициям. В этом году на смотре Московского союза архитекторов также показали архитектуру неоконструктивизма. Но — только в проектах. В Нижнем неоконструктивистские здания уже стоят. Это производит странный эффект. Глядя на новые работы нижегородцев, с одной стороны, ловишь себя на мысли, что в этот город из Москвы ездишь как за границу. Неоконструктивизм — это западная мода последних пяти лет, кажется, что новые здания стоят не в Нижнем, а, скажем, в Австрии. А с другой, становится грустно, что романтический период нижегородской архитектуры завершился. Еще строятся несколько сумасшедших зданий по проектам, созданным пять-семь лет назад, но ничего нового в том же духе уже не проектируется. Кажется, что преодолев период детской радости по поводу свободы «строить, как захочу», нижегородцы вступили в стадию европейской респектабельной зрелости. Период детства закончился, видимо, и в Москве. Однако, если судить по недавнему 50-летнему юбилею Михаила Посохина (о чем мы еще напишем), Москва вступает в пору зрелости азиатской.
« назад к списку публикаций
|
|