« English    Русский »  
На главную страницу сайта
 
 
На главную страницу Архотеки
 
     
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
     
  Путеводитель  
       
  Архитекторы  
       
  Публикации  
       
  Мероприятия  
       
  Коллекции  
       
 

Реннесанс в Нижнем Новгороде

Автор: Вильям Брумфильд
Место публикации: "Russian Life" №3
Дата публикации: 03/03/1997

Хорошая архитектура — залог хорошего бизнеса. Потому не удивительно, что наиболее яркая новая архитектура в России появилась именно в экономически возрождающемся Нижнем Новгороде.
Новые постройки вырвались из однообразия советских панельных кварталов — нерегулярными линиями крыш, угловыми башенками, эркерами. Современный кирпич стал разноцветным, текстурным. Действительно, большой жилой дом, построенный на улице Ильинской по проекту Сергея Туманина и Сергея Тимофеева – напоминает о великой эре строительства апартаментов в Санкт-Петербурге в начале века.
Современная «кудрявая» архитектура в Нижнем Новгороде фактически продолжает предреволюционную архитектурную традицию, которая потускнела, но не растворилась в потоке социалистических будней.
Город всегда был одним из интереснейших в России, не только благодаря его ошеломляющему месторасположению на крутых берегах у слияния Волги и Оки, но еще и потому, что его активное строительство было связано с экономической экспансией, вызванной в конце девятнадцатого века развитием судоходства на Волге. Организация железнодорожного сообщения с Москвой в 1862 году увеличила коммерческий потенциал города еще больше. Перед Первой мировой войной Нижний Новгород был центром огромной торговой ярмарки.
Вкусы людей с деньгами определяли новую архитектуру – банков, административных зданий, домов и роскошных купеческих особняков. Многие из купцов были староверами, чья репутация и коммерческая проницательность пошли на пользу городу. Наиболее известные из них — семья Рукавишниковых, чья судьба связана с металлургическими заводами. В 1908 году Сергей Рукавишников уполномочил московского архитектора Федора Шехтеля, одного из наиболее одаренных представителей стиля модерн или «Арт Нуво», построить банк и финансовую контору в Нижнем. Комплекс имел два главных фасада. Фасад со стороны Волги был решен в модернизированной готике, напоминающей торговые порты Балтики, второй фасад вписан в улицу как международный торговый центр.
Следующий крупный банк, появившийся в городе, воплотился в формах нео- русского стиля. Это здание Государственного банка, тщательно разработанное Владимиром Покровским, построенно в 1913 году. Облицованное известковым камнем, здание подобно средневековой крепости. На его главном фасаде – резная эмблема, такая же как на кафедральном соборе древнего Владимира. Интерьеры банка щедро декорированы фресками Ивана Билибина, известного своими иллюстрациями русских сказок. Обращение к прошлому России было популярно в течение 1913 года – года трехсотлетия династии Романовых. В начале века перед Мировой войной ведущие архитекторы Москвы и Санкт -Петербурга получали заказы на строительство в Нижнем. Они не только привносили в город высокий уровень современного дизайна, но и относились с уважением к региональным архитектурным традициям. И наоборот, местные архитекторы воплощали собственные интерпретации интернациональных стилей, таких, как Арт Нуво, достигая цветового разнообразия в дизайне общественных зданий и жилых домов. Этот настрой архитекторов на контакт с миром нашел свое воплощение в работе по возрождению архитектуры в Нижнем Новгороде.
Десятилетия после революции и гражданской войны главным для советской власти было развитие индустрии. После Второй мировой войны, которая не коснулась Нижнего непосредственно, архитекторы продолжали следовать монументальному стилю, поддерживаемому госзаказом в течение всей эпохи Сталина. Позже, уже при Хрущеве архитектура Нижнего, как и других российских городов, утратила помпезность, но приобрела монотонность типового строительства. Все общественно значимые проекты выпускались в столичных институтах, и имели мало общего с местными декоративными традициями.
И все же Нижний Новгород сумел преодолеть ущербность провинциальной архитектуры позднего советского периода. Частично этот феномен жизнестойкости содержался в предреволюционной нижегородской архитектурной традиции, что становится наиболее наглядно в коммерческих районах города. Это так же может быть отнесено на счет замечательного архитектурного института, который теперь называется Нижегородской архитектурно-строительной академией, и занимается подготовкой архитекторов и строителей.
Большая заслуга в сохранении архитектурной среды города принадлежит реставраторам, возглавляемых историком Святославом Агафоновым. Город развивался за счет государственных вложений в военно-промышленный комплекс. В таких условиях проявлялись отдельные личности, и среди наиболее талантливых архитекторов Нижнего Александр Харитонов, всеми признанный главный герой архитектурного возрождения Нижнего Новгорода.
Сейчас главный архитектор города, Александр Харитонов отмечает, что первые проблески индивидуального творчества в нижегородской архитектуре появились в 1970-е годы. Один из примеров – его собственный элегантный дизайн гостиницы «Октябрьской». Но только в середине 1980-х местный уровень индивидуального проектирования достиг расцвета. К числу наиболее выдающихся разработок относятся проекты Евгения Пестова – партнера Харитонова. Но, как и в случае с другими наиболее талантливыми российскими архитекторами, большая часть придуманного Пестовым оставалось на бумаге, в конце концов положенной в долгий ящик. Тем ни менее центральная часть города отмечена его постройками, созданными в сотрудничестве с Харитоновым и Виктором Быковым. Это жилые дома на улице Гордеевской, Дом актера и Компьютерный центр на улице Горького.
Нетрудно заметить, что многое из лучшей новой нижегородской архитектуры ассоциируется с жилыми домами, которые прежде были синонимами однотонности. И хотя мастерство строителей оставляет желать лучшего – особенно это касается кирпичной кладки — общая картина выглядит весьма привлекательно. Наиболее интересные примеры новой архитектуры – здания банков, таких, как центральный офис «Нижегородского кредита» на Большой Печерской, банк, недавно построенный на Малой Покровской улице – оба Харитонова и Пестова.
Необычность этих композиций в ярком цвете, орнаменте и пластических формах, не традиционных для образа консервативного банка.
Пестов, Харитонов и Юрий Карцев — среди архитекторов, преуспевших на этом поприще. В их богатой стилистической палитре есть элементы искусства и ремесла начала двадцатого века – финского модернизма и американского постмодернизма.
Талант современных нижегородских архитекторов не только создает смешение стилей, но и способствует преемственности традиций русской архитектуры, процветавшей в начале двадцатого века. Карцев считает, что последнее десятилетие некоторые местные архитекторы осознанно используют приемы дореволюционного стиля Модерн, чтобы тем самым закрыть брешь в творческом процессе, прерванном советской властью.
В начале века индивидуальность поощрялась, и сейчас архитекторы видят для себя будущее в возможности подобного свободного формотворчества. Понятно, что какие то из этих новых форм изначально предназначены для проектирования коттеджей, частных домов, сравнительно небольшой масштаб которых позволяет экспериментировать. И более широкое развитие частного домостроения сегодня связано с проектными студиями. Финансирование этих проектов, кажется, гарантированно.
Целый ряд построек в Нижнем можно назвать выдающимися как по свободе композиций, так и по разнообразию стилей: от классических элементов в работах Виктора Быкова и Александра Сазонова до изощренной экспрессии форм и фасадов в работах Пестова. Частные архитектурные мастерские — на подьеме. Хотя и есть некоторые общие проблемы, требующие разрешения, в частности вопрос сохранения исторических зданий, вблизи которых вырастают новостройки — новаторская архитектура Нижнего Новгорода пока свидетельствует о неординарном художественном возрождении.




« назад к списку публикаций
© НФ ГЦСИ, 2018 

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0