|
|
|
|
|
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Барт Голдхоорн
Место публикации: "Проект Россия" №4 (От редактора) Дата публикации: 04/11/1996
ВКУСНО!
Нижний Новгород, третий по величине город России, в отличие от Санкт-Петербурга — «окна в Европу» — и столичной Москвы, является во многом моделью русского города вообще. Исторический центр вокруг Кремля с кирпичными зданиями по фронту улиц и типовыми многоэтажками вперемежку с деревянными домами внутри кварталов; окраины с бесконечными заводами и жилыми районами. Но сколь он типичен, столь и неповторим в конкретности своего ландшафта — город на холмах у слияния Оки и Волги, бесконечные горизонты низких пустынных берегов, открывающиеся прямо от Кремля. Город вновь стал самим собой — вернул свое имя после многолетнего существования в виде закрытого города Горького, вернул свой статус экономического центра капиталистической России. Но к этому добавилось нечто новое. Город стал архитектурной столицей страны. Впечатляет не только количество новых зданий, построенных в центре города, — их архитектура отличается таким качеством, которое для сегодняшней России — редкость.
Этот номер журнала «Проект Россия» представляет вам картину достижений нижегородских архитекторов за последние годы. Одного экономического расцвета здесь недостаточно. Этот успех — результат совпадения успеха экономики и наличия серьезной профессиональной традиции.
ОБНОВЛЕНИЕ ГОРОДА.
Сегодня центр города вновь стал настоящим центром — местом концентрации банков, офисов, магазинов, торговли и развлечений. Здесь появилось престижное жилье: квартиры новых русских. Переехав в начале 90-х годов из квартир на окраинах в загородные коттеджи, они теперь возвращаются в город. Отсутствие за городом инфраструктуры, школ и мест развлечений, а также опыт, вынесенный из европейских путешествий, убедили их в привлекательности жизни в центре города.
В новых экономических условиях заводские районы, за счет которых город рос прежде, потеряли свое значение, фокус урбанистического развития переместился в центр. Но ветхая деревянная застройка, составляющая значительную часть зданий в центре, доведена коммунистической эпохой почти до состояния руин. Этот фонд не поддается реновации. Если в Санкт-Петербурге все инвестиции поглощаются реставрацией, то рядовая деревянная застройка Нижнего не вызывает столь почтительного отношения, вопрос о ее замене новыми зданиями решается не так болезненно.
Отсюда — обновление центра. Попытки работы с историческим центром предпринимаются в России примерно с начала 1980 годов. Однако, в отличие от советского времени, в Нижнем сохраняется масштаб города, и в целом можно сказать, что впервые реновация центра привела к положительному результату. Так как во многих русских городах ситуация мало чем отличается от Нижнего Новгорода, этот опыт может быть воспринят если не как образец для подражания, то как пример для сравнения.
НИЖЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА.
В городе ценят архитектуру — Дом Архитекторов Нижнего Новгорода расположен около Кремля, в одном из самых красивых мест города. От Волги к нему поднимается величественная лестница — знаменитая настолько, что она стала своего рода эмблемой Нижнего. На фестивале «Зодчество ‘96», организованном Российским Союзом архитекторов, главный архитектор города Александр Харитонов поднялся на первую ступень в рейтинге лучших архитекторов России. Эти факты красноречиво говорят о сильной архитектурной традиции. В настоящий момент даже более справедливо называть ее школой. Многих архитекторов, творчеству которых посвящен этот номер журнала, объединяет общность пути: они закончили Нижегородский архитектурно-строительный институт (ныне Нижегородская архитектурно-строительная Академия), затем работали в местной государственной проектной организации «Нижегородгражданпроект» и в начале 90-х годов основали свои собственные мастерские. Это породило общий дух школы. Легко представить себе, как эти люди вместе обсуждали свои проекты, когда учились, а потом работали бок о бок. И сегодня «школа профессионального мастерства» сохраняется в проходящих регулярно в Доме Архитекторов заседаниях Градостроительного Совета под председательством главного архитектора города.
Обновление города невозможно без этой «школьности» — она задает стандарт профессиональных и качественных критериев. Из этого не следует стандартность архитектурных произведений. Создается почти идеальное равновесие между индивидуальными различиями и общим стилем. Конечно, наряду с шедеврами есть много построек среднего уровня. Все они, однако, участвуют в формировании облика города. К тому же, скажем прямо, — здания, средние для Нижнего Новгорода, в других городах смело могли бы претендовать на статус шедевра.
СТИЛЬ.
Сочетание разных стилей в архитектуре Нижнего Новгорода как будто противоречит идее школы. При поверхностном анализе можно выделить три тенденции. Здание фирмы «Монолит-Инжиниринг» и Дом Афганцев осваивают стилистику деконструкции. Здесь самый яркий пример — «Нижегороднефтепродукт» Валерия Никишина. Главное в этой архитектуре — усложненность, проявляющаяся во всем: от элементарного смещения окон до превращения архитектуры в коллаж, монтаж образов и трюков, «нарезанных» из книг. Главным представителем другой тенденции, ориентированной на классицизм, является Александр Худин. Его проект жилого дома, использующий в качестве прототипа Виллу Ротонду, достоин портфеля Леона Крие. Наконец, последние проекты Харитонова и Пестова отсылают к русскому варианту стиля модерн.
Но чтобы понять эту архитектуру, недостаточно распределить здания по стилям. В них есть общая черта, всегда свойственная архитектуре переходного периода. На поверку здесь может быть все, что угодно. Традиционная (с XIX века) строительная технология — кирпич, штукатурка — не определяет форму, затраты на рабочую силу несерьезны, вопросы цены будущей эксплуатации пока не играют существенной роли. У архитектуры нет ограничений.
Здесь соединились ужас прошлых панельных домов, новая экономическая реальность и «голод» по архитектуре, приготовленной по рецептам «от Чарльза Дженкса». Это экспрессия заваленного едой стола, блюд, поедаемых в беспорядке голодным советским человеком, которому все — вкусно. Это какое-то архитектурное обжорство. Конечно, можно переесть. Но можно, попробовав все, выявить и собственный вкус. Лучшие блюда нижегородской архитектуры демонстрируют способность архитектора составить меню, сообразуясь с тем опытом и фантазией, которые вырастают из своей традиции. Форма тогда становится не слизанным набором правил и приемов, но средством выражения собственной ситуации.
« назад к списку публикаций
|
|