|
|
|
|
|
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
|
|
|
|
|
|
|
|
Автор: Григорий Ревзин
Место публикации: "Независимая Газета" Дата публикации: 03/12/1996
Представьте себе картину: вас разбудили в поезде, и в пять утра вы стоите у окна, и медленно тянутся сараи, обшитые ржавым железом, трухлявые поленницы старых шпал, вялые потоки странных жидкостей, стекающие к железнодорожному полотну, — вспомните всю эту картину из «Сталкера», запитую утренним железнодорожным чаем (неповторимый устойчивый вкус в течение всего дня), и представьте себе, что вы приехали сюда искать архитектуру.
Нижний Новгород представляет возможность развернуть сюжет этого путешествия не в стиле психологической драмы, когда герой уходит помудревший и разочарованный, но в стиле love story с happy end. В Нижнем — строительный бум.
Мы насчитали примерно 60 новых зданий, построенных в последние пять лет, — масштаб грандиозен. Примерно каждое третье — это не рядовая фоновая застройка, но нечто, располагающееся в пространстве от шедеврального до весьма примечательного. Очень разные — от самой сумасшедшей в России деконструкции в здании, название которого само по себе кажется коллажем — «Нижегороднефтепродукт» (мастерская Никишина), до опять же самой сумасшедшей в постмодернизме реплики виллы Ротонды Палладио — жилой дом в Холодном переулке, построенный Худиным (трехколоные портики для классики равносильны постановке атланта вверх ногами). Что же касается рядовой застройки, то ей просто не повезло с соседями-шедеврами — в другом городе такие дома были бы признаны главной достопримечательностью. Наконец, мы практически не обнаружили откровенных неудач.
Это яркая региональная школа, и степень этой яркости неожиданна. Возьмите любую историю русской архитектуры: на 90% она будет состоять из столичных построек, на 8% — из усадеб высших сановников государства, а оставшиеся 2% будут представлять провинциальную архитектуру в качестве милого сердцу курьеза. Нынешняя ситуация с Нижним исторически уникальна: на сегодняшний день это единственная школа русской архитектуры, которая может занять место в спектре мировых явлений архитектуры 90-х, и это тот материал, который прежде всего войдет в историю русской архитектуры, если только московские власти не найдут способа как-то воздействовать на ее будущего автора.
И вот тут возникает третье чувство — обида. Ну ведь в Москве тоже строительный бум. Гораздо более мощный. И в Москве тоже много прекрасных архитекторов. Гораздо больше. Почему получается, что в Нижнем стоят здания, публикации о которых нам уже заказали крупнейшие архитектурные журналы (Барт Голдхорн, главный редактор «Проект Россия», посвящает Нижнему ближайший номер), а в Москве перед Кремлем пляшут животные, живо подтверждая представления о том, что Россия — страна, где по улицам ходят медведи?
И как ни удивительно, это простые вещи. О том, что было в Нижнем раньше, красочно повествует на этой странице Юрий Бубнов. Может быть, и не столь колоритно, но то же самое происходило по всей стране. Архитектурное чудо Нижнего родилось не из того, что было раньше, — все, что здесь произошло, произошло сегодня, в 90-е годы. То ли Борису Немцову и Ивану Склярову (мэр Нижнего) хватает мудрости не вмешиваться в архитектурный процесс, то ли архитектурой они не интересуются, но результат налицо. Подвижническая деятельность Ю. Лужкова, который норовит лично уложить каждый камень на каждой московской стройке, приводит к тому, что рождаются архитектурные уроды. Спокойная индифферентность Склярова приводит к тому, что ero город становится архитектурной столицей страны. Главным архитектором города становится не брежневский сокол, которому представилась возможность явить миру всю меру своей бездарности, не тихий и со всем согласный чиновник, но Харитонов — по состоянию на октябрь 1996-го лучший архитектор России. Человек того поколения, которое не было всерьез и надолго травмировано райкомами и панельными домами и которое в Москве не пускают дальше оформления интерьера. В результате в Москве встреча хорошего заказа и хорошего проекта — это почти невероятная случайность. В Нижнем Новгороде — это правило.
Во всем мире здания, репрезентирующие власть, — это не самые лучшие здания. Чем больше власть вмешивается в архитектуру, тем хуже она получается. Это такое правило, о котором всегда забывают. Для власти естественно думать, что чем больше сил и средств (главное — средств) вбухано в здание, чем больший объем строительства, тем лучше все получится. А вложив столько сил, уже невозможно отойти в сторону и сказать: дальше все, дальше архитектор. А качество архитектуры не зависит напрямую от размеров постройки. Оно зависит от архитектора и от того, насколько он в своей работе свободен.
« назад к списку публикаций
|
|