« English    Русский »  
На главную страницу сайта
 
 
На главную страницу Архотеки
 
     
Публикации - исследования о генезисе нижегородской школы, критика и авторские тексты архитекторов. Полная библиография
     
  Путеводитель  
       
  Архитекторы  
       
  Публикации  
       
  Мероприятия  
       
  Коллекции  
       
 

Административное здание банка на улице Горького в Нижнем Новгороде

Автор: Анна Гельфонд
Место публикации: "Проект Россия" №2
Дата публикации: 04/02/1996

Проект нового банка в Нижнем Новгороде занял заметное место в ряду исторических банковских зданий, построенных в начале века — в период общероссийского эстетического и культурного подъема и финансового процветания. Наиболее известные среди них — Государственный банк (арх. В.Покровский, 1913 г.). Крестьянский поземельный банк (инж. Ф.Ливчак, 1916 г.), банк Рукавишникова (арх. Ф.Шехтель, 1908-1916 гг.) — стали подлинными архитектурными символами города.
С градостроительной и композиционной точки зрения задача звучала достаточно традиционно: запроектировать вставку между двумя зданиями-параллелепипедами 70-х годов. Найденное решение: отслоившаяся стена криволинейного в плане корпуса раскрывается, пропуская низвергающийся сквозь нее каскад. Очевиден прием контраста: строгие, монотонные вертикали пилонов красной дуги прерываются нарастающими кубами «белого водопада». Такая живая многогранная композиция стала акцентной для ул.Горького, застроенной равномерно 6-17-этажными домами.
По-видимому, именно экстремальность ситуации, ее холодная заданность и явная скучноватость навели авторов на острую и даже «отважную» идею. Казалось бы, все объемы должны отторгаться друг от друга: дуга заходит на старый красный объем, разрушая его лапидарную форму, одновременно контрастируя со старым перпендикулярным белым объемом по цвету. В результате — единая цельная композиция, вероятно, та самая истина, которая родилась в споре.
Сначала здание проектировалось для вычислительного центра, позже, на волне банковского бума, два нижних этажа были перепрофилированы. Причем, с художественной точки зрения такое превращение кажется вполне уместным: ступени белокаменного зиккурата ассоциативно работают на образ современного банка.
Но настоящее становление объекта как банка началось, безусловно, с работы над его внутренним пространством. Функциональное решение обеспечивает максимальное упрощение технологической цепочки и четко расставляет приоритеты. Все клиенты в основном находятся на 1-ом этаже. Из тамбура они попадают в наиболее репрезентативное и в то же время наиболее посещаемое и доступное помещение банка — операционный зал, из операционного зала — в кассовый зал, кладовую индивидуальных сейфов и отдел вкладов населения. На второй этаж, где расположены валютный отдел и кабинеты руководства, проходит лишь ограниченный контингент посетителей. Это весьма целесообразно с точки зрения организации работы банка: обеспечивается строгое разделение открытой и закрытой функций банка, укорачиваются пути следования клиентов, ускоряется обслуживание. Таким образом на ограниченной площади (2500 кв.м.) с профессиональной четкостью и привлекающей простотой выстраивается сложная взаимосвязь всех основных блоков инфраструктуры банка.
В интерьерах банка сохранилась вся свежесть экстерьерного решения: то же сочетание красного и белого, дополненное контрастным черным и смягчающим прозрачно-белым. Красная дуга, проникшая на второй этаж, осталась красной, но стала мягкой, штукатурной. Она прерывается стеклянными вставками с легким антаблементом из черного дерева. Это будто бы гигантские двери с латунными ручками-арками. Белые фасадные уступы также не потерялись: они перешли на подвесной потолок в виде повышений-понижений соответствующего абриса. Ясной структурности второго этажа противостоит иррациональность первого. Отсутствие жесткой сетки, плавный изгиб операционной стойки, покрытие пола, напоминающее опавшую листву, живописное белое облако-парус подвесного потолка, плывущее над головой, дают полную изоляцию от мыслей о банке как «крепости капитала». Здесь полностью находит свое реальное воплощение термин «открытость» банка.
Для отделки стен использованы штукатурка с матовой покраской, керамическая плитка, стекло, металл, черное дерево. Впечатление от этого, казалось бы, достаточно простого сочетания на редкость элегантное, цельное и необычное.




« назад к списку публикаций
© НФ ГЦСИ, 2018 

Warning: Unknown(): Your script possibly relies on a session side-effect which existed until PHP 4.2.3. Please be advised that the session extension does not consider global variables as a source of data, unless register_globals is enabled. You can disable this functionality and this warning by setting session.bug_compat_42 or session.bug_compat_warn to off, respectively. in Unknown on line 0