|
|
|
|
|
Путеводитель - структурированная по топографическому принципу информация в виде туристического маршрута, основная часть которого проходит по исторической части города
|
|
|
|
|
|
|
|
Жилой дом
ул. Большая Покровская, 47б
Варичева Ирина
Пестов Евгений
Пестова Наталья
Харитонов Александр
1998 год
1999 год |
|
|
|
Форма Дома-Кучи дробится. Расположенный рядом стадион дарит архитекторам горизонталь, разделяющую здание по высоте. Нижняя часть здания выходит на глухую стену стадиона, ей соответствует ровный штукатурный фасад с окнами через равные интервалы. Верхняя же возвышается над трибунами и решена как хаотическое нагромождение объемов, разграфленных красными и серыми горизонталями кирпичной кладки. Кажется, будто верхняя – надстройка над нижней, будто на стандартный городской дом сверху приземлилась деревня.
Здание критикует постмодернизм – но и модернизм не в меньшей степени. Нижние этажи с однообразным ритмом белого штукатурного фасада могут рассматриваться как образ модернистского проектирования жилого дома, когда объем строится из типовых стандартных квартир. Содержание вырастает из формы. Верхняя часть есть нечто прямо противоположное. Объем деконструирован, планы всех квартир различны, в целом это – образ хаоса, радикально противостоящий регулярности первых модернистских этажей.
«111 построек и проектов. Нижний Новгород 1990 – 2001», архитектурный гид / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2001 – 108 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – Библиогр.: с. 107–108.
«Европейская респектабельность» - это качество здания отметил в газете «Коммерсант» критик Григорий Ревзин. Словосочетание несет вполне конкретный смысл, который в Нижнем, однако, может иметь собственную трактовку.
Слово «европейская» как синоним более широких взглядов связано с историей этого участка. Здесь в 1826 году построили Лютеранскую церковь. Купольное здание в духе Возрождения с ионическими колоннами было одним из украшений главной улицы, подтверждением открытости и веротерпимости Нижнего. Но в закрытом городе Горьком кирху вытеснил кинотеатр «Октябрь». Так что возвращение характеристики «европейская» даже применительно к архитектуре пришлось вполне к месту.
Нетрадиционно размещенная на фасадах цветовая гамма, на первый взгляд, и отличает дом. Иногда это вызывает путаницу: дом - куча или дом - туча? В солнечный день со стороны стадиона издалека здание очень похоже на тучу.
Но авторы проекта имели в виду совсем иное: куча – как образ градостроительного хаоса - взгромоздилась на вполне типичный оштукатуренный дом. По меткому замечанию архитектора Барта Голдхоорна, на стандартный городской дом сверху приземлилась деревня. Не модернистская форма выросла над природой, но стихия обтесала камень до сходства с термитником. При ближайшем рассмотрении оказывается, что решение подсказано окружением. Куча просматривается с улицы в прогал между домом 19 века и зданием 1970-х ХХ-го. «Светлый низ» - разумный нейтралитет по отношению к соседям. «Темный верх» не только напоминает старые деревянные постройки исторического центра, но по рисунку и ритму горизонталей продолжает трибуны стадиона.
Соединив все это нагромождение смыслов и настроений в ясной по форме композиции, архитекторы продемонстрировали очевидный артистизм и мастерство непровинциального уровня.
«Сладкий Горький. Нижегородская архитектура 1985 – 2004» / Л.М. Сапрыкина, М.В. Игнатушко. – Н. Новгород: Изд-во Гос. центра современного искусства, 2004 – 96 с.: ил.; – Текст парал. рус., англ. – 2000 экз.
|
« назад к карте района
|
|