90-е годы были для Нижнего Новгорода счастливым и звёздным временем. Оно ознаменовалось открытием города - ранее закрытого секретного объекта, именуемого Горький, возвращением исторического имени, возрождением закрытой большевиками Нижегородской Ярмарки.

Самопровозглашённая третья столица России на протяжении десятилетия награждала себя разнообразными титулами: "полигон реформ", "карман России", "родина младореформаторов", "край непуганых журналистов", "стройплощадка России". Амбициозное самоопределение нижегородцев было столь захватывающе убедительным, что ему поддались многие политологи и аналитики, с лёгкой руки которых заговорили о "чуде Нижнего", о "столице российской архитектуры", о "нижегородском пути". Пробудившееся население неожиданно увидело и осознало, что Нижний - "это царственно поставленный над всем востоком Руси город" и научилось выгодно использовать даже такие бесславные страницы своей истории, как ссылка Андрея Сахарова.

Общество пережило почти революционный процесс изменения самоидентификации, окончательно и бесповоротно оно разобралось со своим прошлым, освободилось от исторических комплексов и обратилось к захватывающе интересному настоящему. Открывшиеся в начале 90-х возможности самостоятельного развития региона плодотворно использовались нижегородскими политиками и бизнесменами. На протяжении десятилетия стремительно менялся облик города. Старым улицам возвращались их досоветские имена. На зияющих в центре заброшенных пустырях расцветала нижегородская архитектурная школа, парадоксально приспосабливая книжный постмодернизм Дженкса к безумным реалиям провинциального города и нового русского капитализма. Пустоту и бесприютность постсоветского города сначала заполнили тысячи круглосуточно работающих ларьков и диких автостоянок для старых иномарок, их быстро вытеснили банки и торговые центры, бутики и рестораны, кофейни и новые кинотеатры. Вдоль узких улиц старого города выстроились шеренги припаркованных джипов, Мерседесов, Ауди и т.п. У этого времени были свои герои - губернатор Борис Немцов, главный архитектор Александр Харитонов и глава Ярмарки Владимир Бессараб.

Вместе с завершением романтической эпохи раннего русского капитализма и безграничного федерализма улеглось и брожение нижегородских геополитических притязаний. Хотя город официально всё-таки стал столицей - Приволжского федерального округа, о столичности здесь говорят с чувством неловкости. Ко всему привыкли, и новое и старое одинаково примелькалось. Развитие притормозилось. Иллюзии рассеялись. Социологи тревожно заговорили о признаках апатии и потере объединяющих перспектив. Политики всё чаще стали забывать, где они, зачем и на чём строится имидж региона.

Что может сделать в этой ситуации фотография и современное искусство? Провести визуальное наблюдение и исследование контекста, осуществить объективную оценку и поучаствовать в создании новой мифологии.

Любовь Сапрыкина

Тема пленэра: переосмысление иконографии и мифологии Нижнего Новгорода, создание фотографического путешествия по современному городу, поиск новых имиджей, свежий взгляд на поэзию, археологию, историю и традиционные достопримечательности. Фотосессии проводились с 6 по 12 сентября 2002 в различных районах Нижнего Новгорода, на промышленных предприятиях, школах, вузах, музеях, рынках, магазинах и клубах. Ежедневно проводились совместные обсуждения, дискуссии и селекция отснятых фотографий. Выставка по результатам пленэра состоялась с 13 по 23 сентября в Музее науки ННГУ "Нижегородская радиолаборатория".
Организаторы:
Государственный Центр современного искусства Министерства Культуры Российской Федерации, Нижегородский Филиал
Нижегородский Центр современного искусства "Кариатида"
Департамент международных отношений Администрации г. Нижнего Новгорода
Поддержка:
Фонд Форда
Идея:
Любовь Сапрыкина
Кураторы:
Владимир Левашов, Юлия Абрамова
Международный координатор: Наталья Арбузова