Предельной целью этого проекта было сделать "групповой снимок" народов Поволжья. Людей, принадлежащих определенной географии, обладающих самобытной историей, наделенными оригинальным своеобразием физических черт, привычек и обычаев. Короче - своим лицом. Говоря фотографически - это портрет.
Пять фотографов отправились в пять поволжских республик. Маршрут поездки и тему съемки выбирали самостоятельно, по интересам. Сергей Братков отправился в Удмуртию, чтобы снять людей, занятых производством автомата Калашникова. А в результате сделал серию монументальных изображений ижевских сталеваров. Вита Буйвид собралась в Чувашию с намерением снимать в родильном доме. И в конце концов собрала из сделанных в Чебоксарах фотографий три больших фотоколлажа, посвященных теме человеческой судьбы и чем-то напоминающие житийные иконы. Сергей Леонтьев путешествовал по просторам Марий Эл, снимая сельских жителей, но в итоге его обширный портретный цикл включил в себя также и фотографии многочисленных горожан. Валерий Стигнеев побывал Татарстане, где сделал живописный репортаж о жизни казанских рынков. Но на выставке одну половину из его изображений составили выразительные женские портреты, а другую - как фон для них - пестрая базарная толчея. И только Станислав Яворский не отошел от собственного замысла: он приехал в Мордовию и снял в музее Саранска местных красавиц рядом со скульптурами Степана Эрьзи.
Итак, "группового портрета" не получилось. Потому что не может быть портрета народа. Народ - понятие собирательное, типическое. А фотография изображает конкретных людей: их тел и лиц. Реальных людей в среде их естественной жизни, что гораздо увлекательнее созерцания любого общего типа. Каждое лицо уникально, причем слово "уникальное" значит не только "единственное в своем роде", но и единичное, фрагмент в общей картине мира, на его фоне. В "группе лиц" уникальное лицо стирается, оставаясь только представителем абстрактного множества. Выделенная из ряда, из фона, личность собирает в себе окружающее пространство, сомкнутое в человеческом теле, прописанное в лице и отраженное в глазах.
Фотография сегодня заменила собой традиционные виды искусства - живопись и графику. Она может быть и парадным портретом, как Браткова, Леонтьева или Яворского, может на свой манер использовать возможности исторического полотна, как это получилось у Буйвид и может, наконец, быть циклом отрывочных натурных зарисовок, как у Стигнеева. Личность - это монументальный фрагмент. И фотография - всегда статичный фрагмент, рождающийся от импульса одного-единственного взгляда, преломленного линзой объектива. Как бы много фотографических изображений не появлялось в мире, они никогда не скажут нам о нем всего. Между ними всегда есть зазор, пропуск в реальности. Там, где есть две фотографии, может быть третья: схватившая то, что потерялось между ними. И это найденное может оказаться как раз самым удачным, а новая фотография составит с двумя прежними серию. Серия стоит где-то между уникальной картиной и всегда бесконечностью кадров движущегося изображения (кино или видео), компенсируя их слабости и соединяя достоинства. Уходя от старомодного пафоса первой и избегая многословия второго. Сохраняя, хотя бы как возможность, впечатление живого и сосредоточенного контакта с каждым из изображенных. Разбивая время на маленькие вечности, на человеческие лица. Может быть, поэтому современные фотографы так любят работать сериями.
Владимир Левашов
Организаторы проекта:
Государственный Центр современного искусства Министерства Культуры Российской Федерации, Нижегородский Филиал
Нижегородский Центр современного искусства "Кариатида"
Поддержка:
Фонд Форда
Фонд "Открытый регион"
Фонд "Культурная столица Поволжья"
Идея:
Любовь Сапрыкина
Кураторы:
Владимир Левашов, Юлия Абрамова