ПРОВИАНТСКАЯ БАШНЯ Жилой дом на пересечении улиц Горького и Провиантской Заказчик: ФСК "ХХI Век" Проект: Мастерская Виктора Быкова Архитекторы: Виктор Быков, Александр Сазонов, Дмитрий Слепов, Ольга Клещева … девятиэтажные "коробки", построенные в советское время, безнадёжно деформировали историческую застройку, лишив её соразмерных доминант. Так в 70-е годы прошлого века живописная колокольня Спасской церкви утратила солирующее значение в организации силуэта перекрестка улиц Горького и Провиантской, застроенных девятиэтажными панельными и кирпичными домами. Необходимый здесь градостроительный акцент восстановила башня нового четырнадцатиэтажного дома, вершина которой пронзает пустоту неба, устанавливая необходимую для города иерархию вертикалей. Три городские площади - Горького, Свободы и Сенная - оказались в зоне оптического присутствия башни, легкий силуэт которой хорошо просматривается отовсюду благодаря перепадам высот городского рельефа. История проектирования этого здания - яркое свидетельство поиска формы, адекватной сложной градостроительной задаче. Мастерская Виктора Быкова трижды на протяжении десятилетия возвращалась к работе на этом участке. Траектория изменений концепции постройки, которую каждый раз диктовали новые заказчики, проходила через эскизы жилого дома с типовыми квартирами (в конце 80-х), через проект величественного банковского здания нового русского капитализма (первая половина 90-х), и, наконец, завершилась в соответствии с модой начала нового века - респектабельным жилым домом со встроенными офисными и торговыми помещениями. По эскизным проектам можно проследить длительную образно-пластическую эволюцию башни: объёмно-пространственная композиция первого жилого дома была цилиндрической, для образа банка предложили пафосный многоступенчатый объем с каскадом, ниспадающим в сторону церкви. В конечном варианте скульптурный объём, имеющий в основании эллипс, вызрел из понятия места и соотношений, существующих в нём. Мы не найдём в его образе ни подражательности и угодливости, ни превосходства по отношению к окружающим зданиям. Плавный изгиб двенадцатиэтажного блока корректно связывает объём башни с девятиэтажным панельным домом 70-х. Скульптурные качества формы, которыми славятся постройки Виктора Быкова, кажется, не много потеряли в результате того, что заказчик в процессе строительства предпочёл алюкобонду и керамграниту цветную штукатурку. Острый треугольник двухэтажного основания башни, предназначенный для общественных функций, фиксирует динамику пересечения улиц и развивает тему "стрелы", популярную среди нижегородских архитекторов после удачного дебюта "Айсберга" - одного из самых известных здания этой мастерской. Любовь Сапрыкина, "Проект Россия" |
к списку номинантов |